maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
КС троллейбуса
maxkatz
Сегодня будем говорить про троллейбус. Это единственный вопрос, по которому у Городских Проектов серьезные разногласия с текущим департаментом транспорта. Мы троллейбус любим, а департамент периодически хочет его изничтожить.
"Но троллейбус это же так неудобно!" - скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где... почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?

Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия. Мэрия вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.

А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе



В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

 


Чем же вообще троллейбус хорош?
  1. На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
  2. Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
  3. Он значительно тише автобуса


Москва сейчас является троллейбусной столицей мира. У нас 600 километров проводов, 104 маршрута и почти 1700 троллейбусов. Всё это хозяйство находится в плохом состоянии, раздражает горожан и создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов от того, что они считают странными конструкциями с рогами на дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной сети.

Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая автомобилистов.

В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка)



Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная, это легко можно реализовать.



Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах, всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас является главным аргументом против троллейбусов).

Вопрос о московской сети троллейбусов я задавал Вукану Вучику, когда он был в Москве, он ответил, что ликвидировать сеть будет огромным прыжком назад. На 2.54




В общем, троллейбус нужно развивать и реконструировать, а никак не ликвидировать. В первую очередь нужно заняться контактной сетью, ей сто лет уже никто не занимался. Городские Проекты при помощи дружественных экспертов подготовили по этому поводу письмо в департамент транспорта




Над постом и письмом работали:

Юрий Аралов,
Антон Буслов,
Максим Кац



Оглавление журнала


Да, про троллейбус можно и трижды написать!

Можно, а толку. У нас в Тюмени коллективный Собянин уничтожил троллейбёсы как класс. А они ходили чуть не до полночи. Сейчас же уже в 21-22 часа хрен куда уедешь на ОТ.

Может, лучше автобусы на гибридной тяге развивать?
Уж очень портят вид эти развешенные провода, особенно в ЦАО

Портят вид кучи бесполезных проводов. Если от них избавится, троллейбусные не будут никому мешать

Как быть с неправильно припаркованными машинами и просто авариями, которые троллейбусу не объехать? Авария на линии - пара километров стоящих троллейбусов, не дающих возможности остановки для остальных участников движения.
Вроде была речь про электроавтобусы исключительно на аккумуляторах. Что-нибудь слышно по этому направлению?
Кстати, в аргументах забыли упомянуть про бОльшую экологичность троллейбусов перед автобусами. Это, ИМХО, очень важно.

По-моему, троллейбус умеет проезжать десяток метров без контакта с проводами? Или нет?

(Deleted comment)
Поддерживаю! Надо начать реконструкцию с маршрута Б по садовому. Я и не на короткие расстояния на нем езжу.

И найдется куча гавриков, которые будут с самопального устройства переключать эти стрелки -- как правило их производители не сильно задумываются о безопасности своих девайсов. Насколько я помню, не так давно был скандал по поводу такой стрелки, которую можно было переключить любым устройством, умеющим работать с инфракрасным портом...

Вот ведь блин. Про скамейки напшешь – так бомжи всех беспокоят, а тут вон что.

Максим, не проще ли сразу перейти на электробусы, чтобы раз и навсегда избавиться от искрящих на морозе контактных линиях?

Дорого очень

Оффтоп. Макс,видел инересный доклад как решали проблему пробок в Стокгольме? http://www.ted.com/talks/lang/ru/jonas_eliasson_how_to_solve_traffic_jams.html

Как пешеход и автомобилист могу сказать, что в обоих социальных сценариях троллейбус в нынешнем виде - это воплощение всего самого ужасного. Сам не едет и другим не дает. Для пассажира это холодный, громыхающий, ужасно тормознутый сарай.
А с точки зрения автомобилиста, троллейбус совершает самые дикие и непредсказуемые маневры на трассе (что несколько компенсируется их черепашьей скоростью), не может адекватно перестраиваться, имеет смешную максимальную скорость и в целом мешает движению так, что всякие джихад-такси на его фоне кажутся вообще идеальными участниками дорожного движения.

Что касается аргумента об экологии (к которому так или иначе прибегают почти все сторонники троллейбуса; речь не о вас, Максим, вы на это не напираете в посте) - покуда по Москве ездят в чудовищных количествах муниципальные камазы-самосвалы, которые дымят по стандарту Euro -100, любые разговоры об экологической ценности троллейбуса вызывают лишь нервный смех.

Боюсь, что до начала реальной реконструкции троллейбусной сети пройдет очень много времени. И я бы совершенно не огорчился, если бы ее завтра вырезали полностью, пустив вместо старых маршрутов автобусы или маршрутки...

Объясните, как троллейбус может непредсказуемо маневрировать, если он от контактной сети никуда деться не может?

Я знаю, вы жадный маршрутчик!

(Deleted comment)
> Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя.

Здесь еще можно добавить, что при текущих ценах на моторное топливо и на электроэнергию, механическая энергия, полученная от электродвигателя, получается в разы дешевле энергии, полученной от ДВС.

Максим, все правильно, но в Москве нет 104-х маршрутов.

http://www.mosgortrans.org/pass3/ выдаёт 101 маршрут. +/-3, с учётом бардака в МГТ, не считается :)

Это все уже прошлое. Вот за чем будущее http://www.e-traction.eu/projects/hybricon

Первое видео просто завораживает )
Убило, что останавливается точно на конце зигзаг-разметки (0:35 - 0:40)
у нас ее рисуют от балды и ннепонятно кому )

А у нас в Хабаровске, несколько лет назад, ввели еще 3 троллейбусных маршрута. )))

Уж лучше "рога бы" для увеличения радиуса действия удлинили.

Нафига? Парковку в четыре ряда объезжать, что ли? Троллейбус и при имеющихся штангах имеет прекрасную маневренность в пределах трех (!) полос, куда уж больше-то.

Давайте тогда на трамвай универсальные колеса ставить: припарковался дятел на рельсах - а ему пофиг, с рельс сошел, объехал, встал обратно. Круто! Но есть в этом какая-то натяжка...

о как интересно. я даже не знал о существовании таких стрелок)

"Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная" - угу... Это если я их на кухне по вечерам буду делать - тогда не заоблачная.

А когда я вижу, во сколько обходятся такие штуки при госзакупках - я просто хренею! Накрутка - десятикратная! Не бывает такой стоимости! Пилят и откатывают, откатывают и пилят... Хочется взять и расстрелять!

а сколько денег в день зарабатывает электротранс?

Дополнительно.

Троллейбус сам по себе дешевле автобуса
Полезная нагрузка по отношнию к собственному весу больше, чем у автобуса
Поскольку у тролля в полном распоряжении, под рукой/рогами мегавольты электричества в троллейбусе крайне легко установить климат контроль
Проблема объезжания машин припаркованных в 3 ряда решается аккумулятором для автономного хода, и борьбой собственно с парковкой в 3 ряда.

Проблемы с низкой скоростью прохождения поворотов никогда не замечал, все повороты под 90 градусов, их и машины на минимальных скоростях проходят

мегавольты электричества
чота ржу

Хм.. автобусная полоса в левом ряду. Интересно, в чем прикол?

а нормальная выделенка и должна быть в левых рядах. тогда проблема съезжающих на примыкающие исчезает автоматически.

Ещё надо разобраться с маршрутами

большинство маршрутов (а в новые районы троллейбусов я не видел) проложены ещё в советские времена. переводить троллейбус на новые улицы затратно. поэтому часть маршрутов незаполнены, рудиментарны.

ещё есть один интересный маршрут, идущий "вникуда" — 57. Возможно есть ещё, но этот останавливается недоезжая до метро целый километр! Быть может реконструкция Академической сподвигнет мосгортранс передвинуть конечную 57-го маршрута ближе к Петровско-Разумовской....

э.. так был же уже этот пост... по крайней мере я помню точно, что утром читал его :)

За троллейбусами будущее. Ведь нефть когда-то закончится. Мне кажется это нужно обязательно учитывать.

Угу, а ляктрицво из воздуха будем добывать. Путем трения шерстяных штанишек об ебаэбонитовые стержни.

Кац, а кто круче тролейбус или трамвай и почему?

Для вас трамвай - написан правильно.

троллейбус - это прекрасно!

Чем же они прекрасны то?.. Очень много современных городов вполне без них обходятся.. Это самый обычный от, со всеми его минусами. Ну вот возможно Кац реализует очередной бред и будем стоять на остановках, оборудованных обогревателями атмосферы. Повод посмеяться хоть.

. logon495 Expand
Макс, спасибо вам как Городским Проектам за то, что вы делаете. За правильную разъяснительную работу, за защиту пешеходов и нормального общественного транспорта.

А вот про троллейбус есть вопросы.
1) Он мощный, плавно разгоняется. Но современные ЛиАЗы в Москве по этим параметрам не хуже.
2) Он экологически чистый. С этим у автобусов беда, но они подтягиваются (Евро-5, газ)

Есть и минусы, причём чисто московские, Швейцарии не касаются.
1) Подвижной состав старый, в среднем старше, чем у автобусников. Если приводить троллейбус в порядок, то бОльшую часть подвижного состава менять.
2) Как ты писал, надо менять КС (троллейбусную ;-) ). Вряд ли дело ограничится только стрелками и кривыми. Кто-нибудь считал бюджет приведения КС в порядок?
3) Троллейбус вроде бы дешевле. А точные цифры есть? Дай цифры не по стоимости электричества, а по стоимости обслуживания парка из 100 троллейбусов по отношению к обслуживанию 100 автобусов. Подозреваю, что затраты на содержание КС и потери в линии могут съесть экономию на тяге.
4) На будущий год, как говорил Ликсутов, планируется серьёзное перетряхивание маршрутной сети. Для троллейбуса это опять же капиталовложения в контактную сеть. Нужны ли они? Особенно учитывая, как говорит А.Буслов, что электробусы уже на подходе.

В итоге, может быть, стОит оставить троллейбус только частично, где он наиболее выгоден и где не нужно переделывать КС? В любом случае, без цифр, себестоимостей и.т.п. нифига не понятно.

По поводу древности подвижного состава. Ещё 2 года назад у автобуса оный был ничем не лучше троллейбусного. Однако купили 2000 новых автобусов и оный стал заметно лучше. Что кроме религии мешает купить 1000 новых нормальных троллейбусов и догнать автобус по данному показателю?

Спорная выгода экономическая.
А считали содержание контакной сети, которая автобусам не нужна? А строительство и обслуживание подстанций? А паралич, который наступает на линии, в случае обрыва провода?
Ну и про вибрации я бы задумался. В хорошем автобусе неприятных вибраций нет.

Я очень люблю троллейбусы. Но не вижу, к сожалению, ни одного плюса перед автобусом и трамваем.

В новых ЛиАЗах, которых 2000 штук купили, вибрация весьма ощутимая. Хотя сам автобус и довольно неплохой.

?

Log in