maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Ещё к вопросу о цене на билет в метро
maxkatz
В дискуссии про билеты на метро есть два аргумента, которые часто приводят как незыблемые и которые я хотел бы сегодня оспорить.

Первый: у нас бесконечно повышаются цены на метро, сколько можно это терпеть. Качество не увеличивается, зарплаты не растут, а метро всё дорожает.

Имею сказать: относительно средней зарплаты россиян метро в Москве с 1999 года последовательно дешевеет. С ценами на метро вообще любопытно: с 1961 по 1991 цена никак не менялась и была 5 копеек, но тогда это были не совсем деньги. Дальше до 1996 цена приходила в более-менее адекватное состояние, а с 1999 до сих пор относительно зарплат снижалась

3

[Таблица с исходными данными]Таблица с исходными данными. Возможны ошибки — если есть, то сообщите плз

таблица

*данных по медианной зарплате найти не удалось, если у вас есть — давайте, опубликуем и такой график





Второй: не надо сравнивать цену на наше метро с ценой на метро в Европе и Америке, у них там совершенно другие зарплаты.

Понятно, что уровень зарплат слабо влияет на себестоимость билета в метро, однако раз уж хотите вести разговор таким образом — пожалуйста, давайте посмотрим цифры относительно средних зарплат. В цифрах мы обнаружим, что одна поездка в метро в Москве (даже если она стоит 40 рублей) относительно средней зарплаты в городе одна из самых дешевых в мире

5-1

Кстати, с безлимитным проездным билетом на месяц дело обстоит иначе (он стоит 2200 рублей. Есть, однако, билет на 60 поездок за 1200 рублей).


[Исходная таблица]таблица

Кроме этих и так довольно низких цифр следует добавить, что у нас значительное количество пассажиров ездит вообще бесплатно. Оба этих фактора, понятное дело, не имеют никакого отношения к формированию тарифа, ни зарплаты ни сравнения с другими городами. Просто сравнение.


Это я всё совсем не к тому, что метрополитен должен быть дёшев и стоить мало во имя народного блага и социальной справедливости. Эти разговоры оставим популистам.
Я к тому, что надо не давать популистам возможность себя одурачить и собой манипулировать: Московский метрополитен дотируется городом и стоит дёшево, с какой стороны на это ни посмотри. Дискуссия о том, в каком размере и в каком формате метрополитен должен дотироваться городом, должна, наверное, состояться. Однако она должна идти не в популистической манере по типу «даёшь народу дешёвое метро», а в адекватной форме. Когда участники дискуссии про билет в метро говорят не для того, чтобы срубить себе дешевые политические очки на общественно резонансной теме, а потому что хотят сделать метро эффективнее.
Я считаю, что метрополитен обязательно должен дотироваться, а пассажиры никак не должны полностью платить за его содержание и тем более строительство. Городу такие дотации выгодны из-за вторичного экономического эффекта, возникающего от отсутствия автомобилей на улицах и от доступности разных районов города, а также увеличения из-за этого экономической активности в городе. Но это другая тема, совершенно не пригодная для обсуждения в формате «караул, они нас опять обокрали! смотрите, повышение цен! сколько можно!».

Ещё одна важная вещь: реальная цена на поездку в метро в Москве не повышалась уже три года и, похоже, не повысится и в этом году. Это очень опасное популистическое заигрывание уже со стороны мэрии: в стране, где цены на билеты не повышались с 1961 по 1991 год, очень важно объяснять людям, что времена изменились, экономика другая и цены неизбежно повышаются всегда.
Нужно сделать одну дату какую-то, например, 1 ноября, когда по каким-то принципам индексируются все цены на транспорт, и всегда в эту дату цены повышать, каждый год без пропусков. Независимо от выборов, рейтингов и всего остального — это должно происходить как часы.

Тогда это не будет каким-то из ряда вон выходящим событием и не станет вызывать напряженность, а скачки цен не будут болезненными.
Например, с 2011 года инфляция составляла ~7% в год. Если бы цена на билет повышалась в соответствии с ней, то цена росла бы на 2 рубля в год.
Однако если с 2011 цену не повышать до 2015, то в 2015 её придётся разом повысить на 9 рублей (32%) — и это уже будет целое событие.

Объяснить людям, что цена неизбежно и регулярно повышается, задача сложная, но решаемая. А вот великодушно не повышать цены, а потом разом жахнуть повышение на 32% и объяснить почему — задача уже почти не решаемая. Не нужно идти на поводу у популистов, нужно регулярно повышать цены в соответствии с инфляцией.

Извините, может «общественный деятель» или там «политик» не должен такое писать, но я вот пишу :)
И нет, мне никто за это не платит.



Оглавление журнала



P.S. если где-то в цифры вкралась ошибка, то это не потому что я хотел всех обмануть, а потому что случайно сам ошибся. Если нашли такую — сообщите мне, плз
UPD. Обновили данные по Нью-Йорку, Лондону и Праге.

Средняя зарплата, да ещё по стране, это как средняя температура по больнице включая морг. В Москве сейчас коэффициент фондов под 40.
Сравнивать имеет смысл с медианной зарплатой Москвы и области.

Edited at 2013-12-17 06:10 am (UTC)

Давайте данные, сравним

А вы уверены, что при расчётах берёте именно стоимость ОДНОЙ ПОЕЗДКИ, а не суточный тикет какой-нибудь?

Мы берём стоимость минимально возможного билета на 1 поездку. Есть города, где это билет на 45 минут, но чаще просто 1 поездка, как у нас

В общем то согласен, но
Нужно сделать одну дату какую-то, например, 1 ноября, когда по каким-то принципам индексируются все цены на транспорт, и всегда в эту дату цены повышать, каждый год без пропусков. Независимо от выборов, рейтингов и всего остального — это должно происходить как часы.

Не менее популистское заявление. Если в результате кризиса, например, цены снизились (как на жилье в США в 2008), то надо всё равно повышать? Слово "менять" (причем реально допуская изменения в сторону уменьшения) было бы более к месту. Ну и само собой должна быть ясная, проверяемая формула изменения цены, а не "кто-то в ДепТрансе решил, что на 5% будет достаточно и радуйтесь пацаки"

В идеале - индексировать по открытой формуле, условно - домножать на цифру инфляции, опубликованную правительством. Ну и в США даже при кризисе дефляции не было, все равно - повышать.

Основная претензия была про вранье дептранса и Лискутова.
И Навальный и многие другие абсолютно не спорили с тем, что цена на метро должна повышаться.

Ну и ты сам. Сперва говорил, что нигде ничего не повышается, а сейчас обосновываешь повышение и говоришь, что у нас стоимость проезда одна из самых деешвых.

Вот ей богу, твои мысли и посты за последние 3-4 месяца только разочаровывают :(

(Deleted comment)
Ждем дебатов с Олегом Козыревым на Эхе Москвы

+1
Только дебатировать нужно не с успешным картежником, гуру в экономике и урбанизме, а с Ликсутовым.


Edited at 2013-12-17 07:55 am (UTC)

(Deleted comment)
Товарищ Кац. Средняя зарплата получается из совершенно разных по размеру.
Причем в нашей стране как нигде совершеннее, ввиду исключительного расслоения населения по доходам.
И в метро спускаются не те, у кого больше, а те, у кого меньше.
Меня удивляет столь стойкое желание перевернуть все вверх ногами, но доказать, что друзья из мэрии друзья не только Каца, а прямо таки слуги народа. Сказывается экономический базис, так сильно влияющий на политическую надстройку Каца.

Сорри, удаляю все комменты с намёками на не бескорыстность в формировании позиции (мою или чью-либо ещё). Если хотите — перепишите

Не очень понятно, почему в одной таблице вы берете среднюю зарплату, а в другой - некий среднедушный доход, которые для Москвы отличаются в 2 раза (49 и 24 тысчи соответственно)

Edited at 2013-12-17 06:21 am (UTC)

В одной средняя зарплата по всей стране, в другой только по Москве

Максим, а как бы Вы оценили адекватность качества услуг цене за проезд? Ну, если с Лондоном сравнить или Стокгольмом, например?

Как оценить адекватность того, что поезда у нас ходят с самым маленьким интервалом в Европе? По пассажиропотоку?

Про билет на одну поездку вообще не вижу смысла дискутировать, т.к. по идее это должен быть билет для гостей, ну лан, про месячный... Мы на 4м месте, Питер на 2м, о чем речь тогда можно вести? очевидно же что у нас одни из самых дорогих - мы (Питер и Мска) уступаем только Лондонскому метро!

В смысле о чём можно речь вести? :) проездной дорогой, да

Максим, так какова все-таки себестоимость бланка билета на 1-2 поездки?

Сделал запрос. По разным данным от 5 до 10 рублей плюс стоимость работы по продаже

Это все фигня полная, пока не понятно из чего складывается цена в 30 или 40 рублей за одну бумажку.

Там видите ли не бумажку продают, а проезд в метро

Максим, город не субсидирует Метрополитен, Метрополитен вполне себе прибыльное предприятие. Москва субсидирует перевозки льготных категорий граждан.

Город субсидирует метрополитен через оплату проезда для льготных категорий граждан

Максим, дарю идею, как обойтись без одноразовых билетов и сэкономить много денег.

На каждой станции один из турникетов (на вокзалах больше) сделать принимающим 10-рублевые монеты. Пусть проезд стоит 3 или 4 монеты, например. Рядом автоматы по размену.

Москвичи пользоваться не будут, стоимость дороже чем по проездному. А для редких гостей метро удобно: можно заранее десяточек наменять, в родном Урюпинске перед прибытием в Москву.

Экономия будет достигаться за счет:
- стоимости производства одноразовых билетов
- кассиров на станции, их нужно будет меньше

Уверен что стоимость специальных турникетов будет несопоставимо меньше экономии.

По поводу инфляции: 7% - это, как и средняя зарплата - средняя температура по больнице.
Считать надо инфляцию на то, что входит в себестоимость метрополитена

Поднимать надо тарифы, чего там думать. На метро и на бензин. Поднимать до тех пор, пока пробки не исчезнут. Вся страна съехалась в 1 город. Может хоть кто-то в регионы переедет (вернется) жить.

кто покупает больше всех билетов

на 1-2 поездки?
транзитники?
или аборигены?

"Нужно регулярно повышать цены"

В цифрах мы обнаружим, что одна поездка в метро в Москве (даже если она стоит 40 рублей)

почему в таблице написано "Тройка"?
у нас что,проезд по ней 40 рублей?

Потому что в таблице есть просто Москва, без "Тройки".

Если сравниваете статистику за годы, давайте сравним и то, как изменялся пассажиропоток в московском метро. Есть ощущение, что за последние лет 15 он вырос вдвое. Все мало денег?
Может быть стоит исходить не от уровня зп москвичей, а давайте данные по МРОТ возьмем?

Кац и Варламов с таким безумным интузиазмом поддерживают увеличение стоимости метро, что начинает складываться ощущение, что и они в этом замешаны.
Гайз, пишите еще что повышение цен это круто и правильно. Топите свою репутацию и дальше.

Возможно это как раз следствие низкой стоимости поездки? Правда её сильно повышать тоже плохой вариант - нет, на сколько я понимаю, достаточно удобной альтернативы в виде наземного общественного транспорта. Хотя, я слышал, что у вас выделенные линии для ОТ развиваются.

В ТОкио удобно. Пластик получил на входе - пластик сдал на выходе.

И даже в Питере аналогично

Макс, а почему ты проводишь корреляцию между инфляцией, з/п и стоимостью метро ? А я считаю что она должна понижаться - т.к. появляются энергоэффективные технологии, компьютеры и пр., которые серьезно упрощают процессы. По поводу "неизбежно" тоже драма - а работодатели тоже будут повышать з/п 1 ноября "неизбежно" ? Если говорить про Москву - то в ИТ за 2012-2013 год з/п вообще не выросла - (См статистику Мосгорстата) , а наоборот еще и упала на 11% относительно 2011 г.

Понижаться значит понижаться, главное чтобы она менялась как-то 1 ноября каждого года либо оставалась такой же и объянсялось, что в этом году мы решили не повышать потому, что ввели энергосберегающие технологии или разместили больше рекламы.

Но что-то мне подсказывает, что метрополитен никакие технологии не вводит

А цену на месячный проездной не надо сравнять с ценой на барселонский? Как решить высокую цену месячного проездного?

А никак, брать на 60 поездок и кататься задешево )
КМК, безлимитки московские расчитаны на курьеров или что-то такое. Если брать тариф от 60-поездочного — по 20 рублей за поездку — нужно откатать 110 поездок, то есть по 4—5 поездок каждый день.

кто учился в универе

знает-что график можно ЛЮБОЙ сделать
главное,правильные точки отсчета брать...
и даже при ПОВЫШЕНИИ можно построить такой график,который будет показывать ПОНИЖЕНИЕ.


Re: кто учился в универе

Власти скрывают, а-а-а-а!!!!111

Вы сначала поучитесь в универе, а потом рассказывайте математикам про математику. В обратном порядке получается как-то глупо.

Ну, надо сказать что многие в качестве месячного проездного берут билет на 60 поездок, и его в принципе даже больше чем на месяц хватает обычно. Безлимитка за 2200 — это 4 поездки в день, чтобы смысл был )

А сколько 60 поездок стоит?

Специально же при внедрении Тройки сделали цены на все билеты круглыми (наконец-то, имхо). И вот, пожалуйста, опять предложение повышать на два рубля, причем не от кого-то там, а от знатного урбаниста ))

А как надо, сразу на 10 рублей повышать?

Максим, во-первых, ту глуп, а во-вторых, тебе ответят содержательно позже

кац варламов лискутов жулики и проходимцы.

Макс, признайся честно, тебе все же платит Дептранс? И если нет, то ПОЧЕМУ ЕЩЕ НЕТ?!

Если кто-то имеет мнение отличное от большинства - значит ему кто-то ПЛАТИТ!)

?

Log in