maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Подземные переходы в мире
maxkatz
В связи с возраставшей нагрузкой на улицы городов в 20 веке в СССР, как и в других странах мира началось сооружение подземных пешеходных переходов. Предпочтение было отдано именно подземным переходам потому что они, в отличие от надземных, не нарушали архитектурного облика города и могли быть совмещены с выходами со станций метрополитена. Кроме того, считалось что они более удобны и безопасны для пешеходов.

Однако многие даже не догадываются, что столь привычные нам подземные и надземные пешеходные переходы получили широкое распространение именно на постсоветском пространстве. В «западных» странах внеуличные переходы не так часто можно встретить на городских улицах — в большинстве городов, если таковые там и имеются, их можно пересчитать в прямом смысле слова по пальцам.

Исключениями являются переходы, совмещённые с выходами со станций метрополитена, которые, как правило, не используются для непосредственного перехода через дорогу, а выполняют лишь функцию входа для прохода в метро и удобного выхода на предпочитаемую сторону улицы. Для перехода через дорогу пешеходы пользуются наземными переходами которые расположены непосредственно рядом с выходом из метро.
Пересечение улицы через такой подземный переход — явление чрезвычайно редкое и может использоваться только как альтернатива.

Сейчас на примере разных городов мира мы посмотрим как устроены там внеуличные переходы и насколько они распространены.

Начнём с городов Западной Европы.

Лондон

Лондон — единственный европейский город, сравнимый по масштабам (населению агломерации) с Москвой. Общественный транспорт Лондона заметно лучше развит, а показатель количества автомобилей на 1000 жителей сравним с аналогичным московским. Соответственно, там точно так же имеет место проблема разведения потоков пешеходов и транспорта. Однако решается она кардинально по-другому. В Лондоне порядка 300 внеуличных пешеходных переходов (это в два раза меньше, чем в Москве). Однако в 2009 году Департамент транспорта Лондона объявил о политике по замене всех внеуличных пешеходных переходов на переходы в уровне улицы там, где это возможно. Это делается постепенно, и уже есть примеры таких замен (см. фото).




Париж

Парижская агломерация (т.н. “Большой Париж”) по своим размерам, населению (порядка 11 млн. человек) и уровню автомобилизации также сравнима с Москвой. Несмотря на это, в центре Парижа внеуличные переходы отсутствуют, как класс. Точнее, они существуют в виде совмещённых с выходами со станций метро или RER (аналог нашей электрички, частично проходящей под землёй и в черте города выполняющий функции метро). Однако, как уже говорилось выше, используются они как правило лишь для выхода и входа на станцию. Для перехода же даже через многополосные улицы в центре города используются "зебры", и Елисейские поля - лучшее тому подтверждение.



Рим

В итальянской столице - ситуация, аналогичная Парижу. Подземные переходы существуют только в качестве связанных со станциями метро, и улицу всегда можно перейти по поверхности, не спускаясь вниз. То есть это только входы в метро, никто не использует их как переходы, и конфигурация у них соответствующая.



Флоренция

Флоренция - город меньшего масштаба, чем Рим, в ней нет метро и, соответственно, нет подземных переходов. Исключением является Привокзальная площадь (Piazza della Stazione), которую, несмотря на довольно оживлённое движение, можно перейти по улице. При этом существует альтернативный вариант с подземным переходом, который ведет на нижний уровень вокзала, однако чтобы пересечь площадь в нужном направлении можно вполне обойтись и без него.




Стокгольм

В Стокгольме существует несколько пешеходных переходов, совмещенных с выходами метро и использующихся именно как подземные переходы. Однако все они оборудованы эскалаторами и лифтами и расположены под оживлёнными городскими перекрёстками.



Теперь перейдем к городам Восточной Европы. В них ситуация обстоит несколько иначе. Поскольку вся эта территория находилась под советским влиянием, подземных переходов там значительно больше, чем в Западной Европе. Однако, преимущественно они строились на периферии города, в местах пересечений с широкими магистралями.

Прага

Один из крупнейших городов в восточной части Европы может похвастаться практически полным отсутствием внеуличных переходов в исторической части города, но на окраинах их предостаточно. В большинстве случаев они совмещены с выходами из метро и активно используются для перехода улицы. Практически всегда альтернатива перехода дороги по верху отсутствует.



Варшава

В годы Второй мировой войны столица Польши была практически польностью разрушена и отстроена заново в послевоенные годы. Город застраивался в основном по нормам разработанным в СССР. В 1960-е годы в Варшаве развернулось массовое жилищное строительство спальных районов, в планировку которых обязательно включались и подземные переходы. В 1995 году в Варшаве был открыт метрополитен, выходы которого также совмещены с подземными переходами. Сегодня Варшава - рекордсмен по количеству подземных переходов среди польских городов. Как правило, помимо станций метро и крупных площадей, переходы располагаются около остановок трамвая, который идёт по середине улицы. Перейти дорогу по верху не представляется возможным, проезжая часть ограждается от тротуаров забором.



Краков

Исторически сложилось так, что город делится на две практически равные части: собственно, сам исторический Краков и район Нова Гута, полностью построенный в советское время рядом с огромным металлургическим комбинатом. В самом Кракове до недавнего времени существовал только один подземный переход на привокзальной площади под оживлённым перекрёстком. Характерной его особенностью является полное отсутствие лестниц: входы и выходы из перехода выполнены в виде пологих спусков, что абсолютно не создаёт неудобств для маломобильных пешеходов, а также для многочисленных людей с большими сумками (около вокзала расположен ещё крупный торговый центр). Ещё два подземных перехода появились в Кракове в 2009 году после открытия в городе скоростного трамвая, к которому подвели подземные переходы, однако, и они могут похвастаться своими бесступенчатыми спусками.



Совсем иная картина в Новой Гуте: этот район застраивался в советское время по советским нормативам, и как следствие, на многих перекрёстках были сооружены подземные переходы. После вступления Польши в Европейский Союз большинство из них было закрыто, оставшиеся были модернизированы и приспособлены для маломобильных пешеходов.

Дрезден
Город находится в бывшей ГДР; как следствие, там тоже есть подземные переходы. Тем не менее, в рамках реконструкции центра города их стараются закрывать. Вот пример обновления одной из центральных площадей — видно,, что по земле нарисована разметка, и вместо подземного перехода люди пользуются наземным. Реконструкция этой площади уже проведена.



Теперь рассмотрим азиатские города. Они строились по-другому и в большинстве случаев на данный момент уже гораздо больше Москвы.

Пхеньян

Удивительное видео, которое показывает, что даже в почти полном отсутствии транспортного потока автомобилей, все равно строят подземные переходы



Токио

Теперь рассмотрим один из крупнейших городов восточной Азии. Столица Японии может похвастаться плотной застройкой, широкими улицами и большим количеством наземных переходов, которые пересекают буквы буквально каждые 150 метров. Вот хороший пример — перекресток в Акаихабаре (крупный многоэтажный район с плотной застройкой в центре Токио).



Прямо под этим местом расположена станция метро с выходами на все стороны перекрёстка. В Москве давно бы уже переход по поверхности прекратили, ведь есть же альтернатива! Но это неудобно

Снимок экрана 2014-05-31 в 4.48.00

Совсем иная картина обстоит в китайских городах.

Гонконг

В Гонконге внеуличных пешеходных переходов очень много, в полтора раза больше, чем в Москве, и они считаются самым безопасным способом пересекать дорогу. Как видно в исследовании, надземные переходы даже более популярны, чем подземные.

Что интересно, при этом 45% передвижений по Гонконгу осуществляется пешком. Кроме того, там развитая система общественного транспорта, а автомобилизация очень низкая - всего 80 автомобилей на 1000 жителей, что в четыре раза меньше, чем в Москве. И повсюду внеуличные пешеходные переходы, которые очень затрудняют движение.
Не очень понятно, почему и зачем так делается - особенно в Гонконге, особой экономической зоне Китая. Возможно, дело в очень высокой плотности населения (6480 чел./км2, в Москве — 4823,26 чел./км2) и как следствие - очень высокой же плотности застройки, из-за этого просто не остается места на большие площади и развитые пешеходные пространства. А возможно, дело в самой ориентации транспортной и городской политики не на людей, а на транспорт - видимо, неважно, на общественный или личный.






Похожая ситуация и в других китайских городах:

Пекин



Шанхай



И, наконец, про Америку.

В США рекордный в мире уровень автомобилизации - порядка 800 автомобилей на 1000 жителей. В американских городах очень развитая улично-дорожная сеть, и вообще они строились тогда, когда автомобили уже появились - соответственно, сама их планировка изначально подразумевает машины в городе, чего нет в Европе.
Тем не менее, в городах не используются внеуличные пешеходные переходы. Естественно, они есть под полосами отвода железных дорог или надземные — через скоростные магистрали, но в центральных частях городов их нет, и точно так же, как в Европе, подземные переходы через метро дублируются наземными. Когда речь заходит о широкой загруженной магистрали, проходящей через центр города - то эта магистраль либо уходит вниз, либо становится эстакадой, но пешеход остается на переходе в уровне земли и застройки.



Нью-Йорк. Везде переходы несмотря на выходы из метро

Снимок экрана 2014-05-31 в 4.54.34


Таким образом, рассмотрев ситуацию во всем мире, можно предположить, что дело действительно в транспортной и городской политике. В Америке, как и в Европе, градостроительство ориентировано на людей, но в России и в Азии этого нет.
Дело даже не в приоритетах «пешеход – общественный транспорт – автомобиль». Дело, по-видимому, в самой идее и желании делать что-то для людей вообще и для каждого конкретного человека в отдельности; строить города так, чтобы всем все нравилось.

Городские Проекты на тему подземных переходов запилили большой сайт, загляните

Снимок экрана 2014-05-29 в 3.11.38


Городские Проекты работают на пожертвования. До конца месяца остался день, а денег пока собрано недостаточно :(

Снимок экрана 2014-05-30 в 4.49.23

Мы подключили возможность пожертвования по банковским картам. Теперь это сделать еще проще, чем раньше.


Из-за сложившейся ситуации, если вы будете жертвовать через интернет-банк будет просто замечательно. Инструкции ниже:
[Spoiler (click to open)]

Кстати, самый популярный способ отказа от перевода денег Городским Проектам это «ощущение, что сумма слишком мала и не поможет». По такой причине мы недополучаем в месяц где-то 10%-15% всех собираемых денег. Если вы подумали перевести нам 100 рублей, а потом отказались от этой мысли, то присылайте, пожалуйста :)

[Разовые переводы через PayPal]


Мы сделали легкую возможность настроить регулярный перевод через PayPal, попробуйте
[Регулярные переводы через PayPal]


————————————————————————————————————————————————————————
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Сайты от «Городских проектов»:
О нашей деятельности
О вреде подземных переходов
О преимуществах троллейбуса
О преимуществах трамвая — скоро
Про автожлобов
Лекторий от Городских проектов

Все способы поддержать Городские проекты

В центре Гонконга очень плотная застройка, и часто нулевой уровень полностью отдан автомобилям. Пространства мало даже для машин, что там говорить о благоустройстве для пешеходов. Кроме того, там жарко, а люди предпочитают кондиционированный воздух.

Зато у людей есть сразу несколько других уровней - и под землей, и над землей. И нахождение на этих уровнях часто куда более приятно - не жарко, прекрасный дизайн и красота.

Там редко надо идти по лестнице ногами - обычно достаточно подняться на эскалаторе, после чего можно идти два километра на уровне второго-третьего этажа, переходя из небоскреба в небоскреб.

Вне центра города, где нет такой плотной застройки, ситуация более традиционная. А в центре, кроме того, есть и некоторое количество пешеходных пространств - парки, променады по набережным. Поэтому даже в центре не страдаешь от отсутствия контакта с природой.

Полный бред!

Полный бред!
Из-за клоунов тысячи людей должны погибнуть под колесами. Тысячи сесть за это.
Потерять миллионы человеко часов в пробках на светофоре.

Проще клоунов возомнивших о себе незнамо что закопать, чем переходы спасающие жизни.

> в Москве — 4823,26 чел./км2

Наверное, плотность населения Москвы стоит все-таки считать отдельно внутри МКАД, отдельно в Новой Москве. Можно, конечно, взять сумму населения старой и новой Москвы, и поделить на сумму их площадей - но полученная цифра не будет иметь никакого смысла.

А городских прожектеров не смущает деление мягкого на сладкое. Они выше этого.

в краснодаре недавно отреставрировали имеющиеся и решили строить новые подземные переходы ((

Правильно сделали.

Максим, задолбали Вы меня немножко своими постами про переходы, извините уж.
Я много где был, так вот, во многих приведённых Вами примерах, в крупных городах имеются магистрали на эстакадах. То есть это те же "внеуличные переходы", только машины подняли вверх, а не спустили пешеходов вниз. Если Ленинский проспект, Ленинградское шоссе, Кутузовский проспект и ещё десяток проспектов поднимут на эстакады - так кто бы спорил что это круто, только деньги откуда взять? Вы всерьёз предлагаете делать пешеходные переходы на уровне улицы на МКАД, ТТК итп?

Лично меня не напрягает, как пешехода, спуститься вниз (хотя я не инвалид и не старушка, да). Вот сделать крюк к переходу за 200м от меня - напрягает, но так это что подземный, что наземный. И если человека ломает спуститься вниз и подняться и он шпарит верхом, то что ему помешает пойти на красный "когда машин не видно", особенно если ждать по светофору ещё минуты 3? Что лично я и делаю постоянно.

А Вы в курсе что ночью (а уж в дождь тем более) увидеть человека, переходящего улицу НЕРЕАЛЬНО. Это не человек - это приведение.

Если Вы так озабочены безопасностью, то уж лучше был бы законопроект обязывающий всех продавцов верхней одежды в России нашивать на неё светоотражайки пробили. Вот это бы снизило смертей на дорогах однозначно. Ну и попил бы бабла хороший устроило - так что шансы принятия есть.

Там наверху пример про елисейские поля. чем не тверская, а перейти её (тверскую) нереально.
Имеются магистрали не отменяет того что у нас не любятназемные переходы,
да вероятно на них смертность больше, и тут уж другие вопросы. но лезть под землю все равно не будут чтобы перейти 2 полосную дорогу

Edited at 2014-05-31 11:22 am (UTC)

В Азии если попасть туда в сезон дождей, очень хорошо понимаешь зачем нужны крытые пешеходные даже не переходы, а целые эстакады: в Бангкоке, например, можно по ним спокойно перемещаться несмотря на погоду, в то время как подобная прогулка по земле врядли оставит приятные ощущения. Ну и когда очень жарко - та же история.

Edited at 2014-05-31 11:19 am (UTC)

http://wikimapia.org/#lang=en&lat=50.064614&lon=19.945056&z=19&m=b&show=/14289439/pl/Przej%C5%9Bcie-podziemne#lang=en&lat=50.064614&lon=19.945056&z=19&m=b&show=/14289439/pl/Przej%C5%9Bcie-podziemne/photo/1021488#lang=en&lat=50.064614&lon=19.945056&z=19&m=b&show=/14289439/pl/Przej%C5%9Bcie-podziemne Вот переход в кракове :) Можно смело дописать что переход является частю парка)

В Сибири зимой в морозы в застекленных переходах можно отогреться, когда куда-либо идешь. Дух перевести. Всё равно через большие магистрали (6 полос и более) лучше по пешеходному переходу спокойно переходить, чем по зебре идти.

Edited at 2014-05-31 11:24 am (UTC)

Это все хорошо, но непонятно, зачем переходы закапывать? Я часто перехожу бульвар (по 4 полосы в каждую сторону, светофоры "вразнобой") и в 40-градусную жару или в -15+ветер очень мечтаю о том, чтобы там был подземный переход. То есть, понятно, что кому-то неудобно спускаться/подниматься, но тем же бабушкам еще не факт, что хуже - 3 минуты на солнцепеке или два пролета ступеней. Моя мама в раскритикованных Варламовым подземных переходах на Крещатике с удовольствием останавливается летом отдохнуть.

Короче, я считаю, что в идеале они должны дублироваться в нашем климате.

Edited at 2014-05-31 11:31 am (UTC)

(Deleted comment)
Кстати да - сейчас на многих переходах перешеходам выделено столько секунд, что молодой здоровый человек перескает дорогу почти без запаса времени.
А инвалиду или бабушке, на которых постоянно идут ссылка, нужно в 2-3 раза больше времени. Это куса нервов и для самой старушки, и для водителей.

Про жару тоже верно - когда на улице 33-35 (бывает такое), переход по подземному переходу воспринимается оазисом. Но правда, справедливости ради, только в тех, где нет кучи торгашей - там душно.

Согласен с вышеотписавшимся комментатором: все эти посты про переходы - херня. Про парки, трамвай и т.п. читал с интересом, но тут какая-то софистика.
Не, оно понятно, что в сферически-идеальном случае удобно идти, никуда не спускаясь и не поднимаясь, но так не бывает.

Я много хожу пешком и пользуюсь переходами всех видов. И имею следующие наблюдения:
1. Про кратчайший путь по наземному переходу - миф, если не сказать ложь. Сейчас пошла мода отодвигать пешеходные переходы на 100-200 метров от перекрестка - это просто бесит. Особенно если тебе нужно попасть на противоположный угол площади (по диагонали) - лишний пробег может составлять 500-700 метров (не преувеличиваю! специально по картам померял сейчас). А подземный можно было бы разместить нормально. Для абсолютного большинства спуститься на 3 метра проще, чем оббегать полкилометра.
2. В местах с большим пешеходным потоком (рядом большой ТЦ, рынок и т.д.) наземный переход ОЧЕНЬ тормозит поток машин. Как бы мы к ним не относились, машины тоже важны. Это пробки, потеярнные часы и нервы.
3. Надземные эстакады - в топку. Подземный переход это перепад высот в 3 метра, эстакада - 6 метров. Плюс дышать на них нечем, плюс зимой они продуваются холодным ветром.

Подземных переходов должно быть как можно больше. Разумеется, это не отменяет переходов обычных - они должны быть резервным вариантом для тех, кто действительно не может спускаться. Но зеленый свет на них нужно включать в несколько раз реже, чем он работает когда подземного рядом нет. Большинство пойдет вниз, меньшинство подождет лишние 3 минуты.

Это не говоря о том, что в России на зебре нельзя быть полностью спокойным даже на свой зеленый - нет-нет да и найдется джигит-дальтоник (записей на ютубе полно).
В подземным переходе ты в этом смысле в безопасности.

Россия всей своей внешней политикой показывает, что ближе к Азии, чем к Западу.
Так что наземных переходов ждать не приходится.
Я уже 3-й год у Префектуры САО выбиваю пешеходный переход на одной из улиц Войковского района.

А где, если не секрет?

Чёрт, как же бесит эта картинка с ЗАКОПАТЬ. Хэллоу, каждый подземный переход закопан. Он ниже уровня земли. Его туда зарыли. Сверху дорога. Закопано. Уже.

Она специально провокационная :)

Максим, что вы все тычете нам "опытом других стран"? У нас свой опыт есть, в котором подземный переход является традиционным, удобным и безопасным способом пересечения проезжей части.

Выше в комментариях достаточно слов в их защиту.

Хотелось бы все же от Городских проектов услышать не красивые абстрактные рассуждения про то, как там у них в европах(которые кстати совершенно не учитывают различные особенности, начиная от интенсивности движения и заканчивая культурой вождения), а конкретные адреса, что вот тут, тут и тут переходы надо делать наземными и еще желательно с моделированием как введение новых светофоров или добавления цикла существующих отразиться на движении в районе.

Это надо бюджет в миллионов 5 в месяц. А у нас 450 тысяч

Хочется написать еще про один важный вид переходов: на вокзальных площадях. Там обязательно должны быть наземные переходы. Даже молодым здоровым людям (особенно девушкам) неприятно с чемоданами спускаться-подниматься. Ну и в добавок, в этих переходах всегда ужаснейший гадюжник разводится.

Edited at 2014-05-31 12:15 pm (UTC)

Максим, вы не правы!
У меня под окнами два примера - две улицы на одной линии - Ивановская и Народная в Петербурге. На Ивановской все переходы - подземные, на Народной - все наземные.
Вот переход на Народной - полноценное общественное пространство - магазинчик, мелкий ремонт, ларек с пирожками и мороженным. Там есть где пересидеть порыв ливня или отдохнуть от солнцепека. Единственное, чего там не хватает - это грузовых лифтов, так как длинные спуски просто не влезут.

Вот такие общественные пространства и надо создавать под землей в переходах - чтоб переход был не просто бетонной кишкой, а выполнял попутно еще кучу функций.

А пешеходные переходы на Народной - это постоянные ДТП, либо пешехода не заметят, либо люди на красный полезут. А скорости там - по прямой с эстакады и на вылете с Мурманского шоссе снизить просто не хотят или не успевают...

Подозреваю, если бы там убрать прямой выезд с Народной на шоссе, и заставить всех проехаться по кругу, то число ДТП на последующем отрезке до Володарского моста заметно снизилось бы.

Найдите фото Бангкока - там в центре все переходы надземные, многие прямо со входами в торговые центры на уровне 2-го этажа

Вы так приводите пример Бангкока, как будто он положительный.
Город давно и прочно идет по неверному пути, общественного транспорта почти нет, пробки адские. Ну давайте с них пример брать, ага.

попробуй перейти Кутузовский по проезжей части))

Или на Ленинском... Да таких мест в Москве больше чем дофига.

Тысячи бабушек ежедневно колесят в метро, теперь метро тоже надо закопать и все вагоны вывести наружу?!
В метро спускаются нормально, а в переходах возникают проблемы?!

Где в истоическом цетнре Москвы есть подземные переходы, кроме серпуховскойплощади, которые так мешают и надо закопать?!

Приводите примеры, а не пиздите как наше правительство сразу обо всем и не о чем!!!!

Центр надо смотреть не исторический, а просто центр. Тверская, Арбат (их вообще не перейдёшь иначе), к Красной Площади по земле не попадёшь... да везде

Максим, здравствуйте. Спасибо за отличный обзор. Я уже почти год живу в Кракове, в этой самой "Новой Гуте". Несколько комментариев очевидца
1) Правильно говорить Новая Хута (в транслитерации Nowa Huta что в переводе на русский означает "Новый Металлург").
2) В самом центре Кракова, не все, к сожалению, так радужно
а)неподалеку от Вавельского замка есть как минимум один отвратительный подземный переход без пологих спусков и лифта.
https://www.google.com/maps/@50.056144,19.927168,3a,75y,426.91h,74.98t/data=!3m4!1e1!3m2!1solQDbRqLI9D94vWlPiM5JQ!2e0

б) Есть подземный переход на площади Героев Гетто рядом с фабрикой Шиндлера и музеем современного искусства. Он с лифтом, но всё равно мерзкий.
https://www.google.pl/maps/@50.046766,19.955023,3a,75y,605.23h,83.71t/data=!3m4!1e1!3m2!1sHvhzgoF6hTbNKfITKayRSw!2e0

В Новой Хуте действительно есть гадкие переходы, и их действительно активно сносят и реконструируют.

Мне кажется, нужно рассматривать надземные_на_эстакадах (полный кошмар!) vs подземные.
Для Москвы это актуальнее.

16 лет назад водила сына в детский садик через проспект Мира по наземному переходу с палкой или зонтом в руках - иначе машины в утренний час пик на красный не останавливались. Соседская девочка боялась ходить по этому переходу после того, как на ее глазах насмерть сбили женщину. Не думаю, что с тех пор стала выше культура вождения или крепче нервы у водителей. Для нас стало счастьем появление подземного перехода. Для меня безопасность явно в приоритете. Да и моя мать-инвалид с палочкой и ее черепашьей скоростью ни по какому наземному переходу не успеет перейти ни при каких раскладах. Кстати, у нас на проспекте Мира сделали замечательные переходы, у которых есть и лестницы, и пологий двухпролетный спуск с антискользящим покрытием - для любых маломобильных групп спасение. Жалко, что таких мало.

Переход наземный на проспект мира в рйоне дома 18 вообще для самоубийц, особенно с учетом реверсивной полосы!!!
С одной стороны пробка в сторону центра, с другой стороны поток машин стартующих со светофора!

Подземные переходы в наших условиях - благо.
Зимой в них чисто и тепло, а нам предлагают месить ногами снежную кашу на поверхности...

Редкий по своей неразумности пост, уж простите.

Подземный переход зимой - смертоубийство. Навернуться в снежной каше на ступеньках - только так.

А мне в Гонконге эти переходы понравились, там в принципе можно вторым этажом город обходить. Я утрирую конечно, но mid-level elevator пока никто не отменил. Так что с Гонконгом все не просто, не однозначно и вообще он няшный город:) и да, город все же долгое время был под Англией, это надо учитывать тоже. То есть европейские ценности там присутствуют.

?

Log in