maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Словакия — городские районы и проблема гигантомании
maxkatz
Заранее извиняюсь —  у меня пока в голове не получается "план поста" для таких статей (в отличие от обычных постов про путешествия), поэтому может выходить сумбурно.

В этом посте о спальных районах Братиславы и других городов в Словакии. Начнем с Братиславы.

В целом всё напоминает Москву, дома похожие, архитектура тоже, однако, районы резко отличаются вниманием к мелким деталям. Хотя внимания не всегда достаточно — тут велодорожка широкая и асфальтовая, а пешеходная зона с плиткой (круто), однако проложить маршруты по наиболее прямым линиям забыли



Дома очень напоминают наши





А вот территории микрорайонов совсем нет. Это лучевая вело и пешеходная дорожка, которая проходит через спальный микрорайон. Именно такими я бы хотел видеть дорожки через районы в Строгино, которое я сейчас изучаю. Четкое разделение пешеходной и велосипедной зоны с помощью покрытия и цвета, и столбов




Дальше ещё много всего.

Кафе и пешеходный переход без изменения уровня поверхности





Зоны отдыха со скамейками размещены довольно часто





Парковки четко размеченны, не стихийны и не мешают движению пешеходов и велосипедов





Около подъездов обязательно лавочки, они очень способствуют тому, чтобы во дворах кипела жизнь





В Австралии провели исследование — изучили две пешеходные улицы и две автомобильные на предмет того, как на них перемещаются дети. На автомобильных 86% детей двигалось за руку с родителями и только 14% гуляли сами. На пешеходных 71%-74% двигались сами, а 26%-29% за руку с родителями.

Когда во дворе нет движения машин (хотя бы интенсивного), родители позволяют детям находиться там самим. Ну и вообще, жизнь кипит — лавочки и отсутствие машин непосредственно перед подъездами очень этому способствуют



Если вспомнить какой-нибудь наш спальный микрорайон, сразу вспомнится, что у нас обязательно проложена дорога или дворовая дорожка для машин прямо перед подъездом, и почти всегда первое, что нужно сделать после выхода из подъезда, это пересечь такую улицу. Это убивает активность людей около домов.


Парковки происходят не во дворах между домов, а вдоль улиц





Это, правда, приводит к некоторым трудностям



Между домами — общественная территория. Оно вроде бы очевидно — при уровне автомобилизации 250 машин на 1000 человек (как в Москве) парковочной территорией пользуется 25% людей. А общественной зоной пользуются 100% людей. Я не говорю о детских площадках, они как раз достаточно узко специализированы, а именно о травке, деревьях, скамейках и так далее. К сожалению, у нас часто прямо перед подъездом — парковка, а где-то уже там дальше — детская площадка и пара лавочек — инфраструктура для того, чтобы обычный человек вышел и почитал около дома книжку или сыграл с соседом в шахматы, почти полностью отсутствует.


В Братиславе правда другая проблема — территории слишком уж гигантские





На первый взгляд кажется, что чем больше таких площадей, тем лучше. Но это не так




С гигантскими общественными территориями есть большая проблема. Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что чем больше парка или двора, тем лучше, в реальности слишком огромный двор (как выше) может выполнять свою функцию хуже небольшого. Люди любят находиться в тех местах, где есть другие люди. Сидеть на лавочке, как мы уже обсуждали раньше, намного лучше в таком месте, откуда можно наблюдать других людей — проходящих мимо или тоже отдыхающих. Наблюдения за лавочками с видом на людей и с видом на пустые пространства в прошлом посте про Братиславу и Вену.

Этот же принцип действует не только с лавочками — никому не хочется выходить в пустынный двор и читать в нем книжку, а вот выйти во двор, где многие люди занимаются разными вещами и читать книжку там, — другое дело.





Но очень большие территории не создают ощущения присутствия других людей, а как раз наоборот. Дело в нашем восприятии.Один человек может видеть другого и распознать что это человек на расстоянии 500-1000 метров. Просто видеть, однако, недостаточно, на таком расстоянии никакие контакты между людьми невозможны. На расстоянии около 100 метров можно наблюдать за тем, чего человек делает, распознать пол и возраст. На расстоянии 70 метров обычно узнается знакомый человек.
Футбольные стадионы обычно построены так, что из самых дальних кресел расстояние до поля не больше 100 метров. Если будет больше — зритель не сможет понять, что происходит на поле.
На расстоянии 22-25 метров можно замечать и понимать выражения лица и настроение — радость, злость, удивление и так далее, а также слышать громкую речь.
Театры всегда построены таким образом, чтобы максимальное расстояние от крайних мест до сцены 25-30 метров, по этой же причине.
Когда пространство слишком большое, а люди находятся далеко, ощущения того, что на площади или в парке кто-то есть, не создается. Место не становится интересным.






Через какое-то время в этом месте пришли дети и взрослый и начали играть в какое-то подобие хоккея





Место сразу наполнилось разными людьми. Пенсионеры пришли сидеть именно тут, а не где-то ещё, сюда же пришли родители с двумя девочками, народ с велосипедами тоже присел отдохнуть именно тут.





Хотя было полно других мест





Дальше я отправился в другие города, проехав на трамвае до вокзала. Трамваи там преимущественно старые Татры, которые ходят и в Москве, однако иногда встречаются раритетные вагоны, а также новые вагоны (и те, и другие на фотке, а Татры нет)





Вокзал напоминает очень российские вокзалы, но опять большие отличия во внимании к деталям





Чтобы попасть к поездам, нужно преодолеть адскую лестницу. Она очень тяжело дается пожилым людям, причем даже не совсем уж пожилым, а просто в возрасте. Также очень сложно с вещами перемещаться, а это главный вокзал столицы





Пригородные эллектрички выглядят вот так





Внутри так





Никакого низкого пола





В том месте, куда я приехал, лифт был, но не работал. Явно видно, что не работал давно




Продолжение потом, там ещё много интересного :)



  • 1
На 4 фото - какие-то новые корпуса посреди высотной застройки времен Чехословакии?

Да. Там спальные районы в плане домов вообще на наши районы очень похожи

А кто у нас занимается вопросами благоустройства дворов? К кому обращаться?

А вопрос про трамваи и метро отпал сам собой?)
Что означает зеленая линия на первых фотографиях?

Разделительная полоса для велосипедистов. Метро в Братиславе нет, а трамвайная сеть очень развитая — но я когда там был ещё ничего не читал про транспорт, поэтому не очень много внимания этому уделил

В смысле вы на днях спрашивали, чем бы читатели пользовались, трамваем или метро, но пост быстро удалили. Не суть.

Это я готовил ответ с фотками для комментов к блогу http://leonwolf.livejournal.com/, и случайно запостил :)

Всегда с интересом читаю эту серию. Спасибо!

ПС: Как человек, не лишенный чувства прекрасного недоумеваю почему нельзя удалить из текста поста лишние переводы строк. Мне они режут глаз также, как бетонная стена напротив лавочки ;)

Вы правы, я сам всегда трепетно отношусь к оформлению постов — но тут что-то после редизайна ЖЖ стало непонятно как работать со строками. Я пишу посты в другом редакторе, а сюда HTML код переношу, и сейчас он что-то стал переносить пост не ровно в том же виде в каком он был написан (пишу тут: http://www.pokeroff.ru/city/slovakija-gorodskie-rajjony-i-problema-gigantomanii-post-2873550). Следующий пост буду писать в ЖЖ :)

Ну это знакомая тема - простановка лишних переносов, когда из редактора в редактор переносишь. Попробуйте может в HMTL виде переносить в HTML-окно редактора - тогда лишние переносы не должны появляться.

Я так и делаю

Водку жрут так же как у нас или есть шанс окультуриться?

Ваши фотографии - прекрасные иллюстрыции того, о чем пишет Джекобс в своей книге "Жизнь и смерть больших американских городов" :)

Ну если уже Братислава, то где же тот райончик из американской комедии Евротрип? )))

А тот райончик не в Братиславе совсем, а в чешских Миловицах :) Заброшенная советская военная часть. Хотя, надо сказать, в Кошицах есть Луник 9...

Edited at 2014-04-13 06:42 pm (UTC)

Ну я такое видел в Чиерне-над-Тисой на границе с Чопом. Там тоже свой Луник есть. ) А в остальном Словакия - єто супер-страна. Намного лучше Польши и Венгрии по-моему.

Вы забыли еще сказать, что в Братиславе не паркуются на газонах. В Спб это нормальное явление например. К тому же газоны выполнены по технологии, это не просто высыпанная земля как у нас. Даже если машина проедет по газону, то грязь не развезет.

Ну вот, комментарий как спам отметило :(
Перепощу сюда, но без ссылки:

"Кстати, «новые» трамваи — это на самом деле переделанные старые татры"

А модель трамвая — ČKD Tatra K2

  • 1
?

Log in