maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Один московский двор и продолжение беседы с Яном Гейлом
maxkatz

Продолжение интервью, и мой первый мини-проект по перепланировке двора в Москве, ниже.


(Макс Кац): Так, у меня есть для Вас еще один интересный вопрос, от одного из читателей моего блога… Во всей Европе, включая Данию, люди ведут себя очень спокойно и приветливо. Криминогенная обстановка спокойная, люди не пьют слишком много. Но в Росси все не так. Люди не настолько вежливы и спокойны. Во многих городах делают что-то подобное общественным местам неподалеку от станций метро, на площадях, даже возле жилых домов, но население сталкивается с другой проблемой. Очень много не слишком вежливых и покладистых молодых людей собираются в этих местах, начинают распивать пиво, водку, громко разговаривать и шуметь, но они ничего не рушат, поэтому полиция не может к ним прицепиться, потому как ничего такого криминального на самом деле они не делают. Но они доставляют беспокойство окружающим, потому что люди, проходящие мимо, не хотят останавливаться и гулять там, где сидит такой контингент. Вы не скажете, считается ли нормальным такое в других частях света и что с этим делать?

(Ян Гейл): Конечно, такое можно встретить в любой части света. При обычных условиях мы бы сказали, что просто нужно установить больше лавок и скамеек по периметру этого места, чтобы другие люди, которые хотели бы присесть и отдохнуть, нашли бы место и для себя. Логика того, о чем ты только что сказал, говорит следующее: если мы уберем все общественные места, демонтируем все лавки, то исчезнет и эта проблема.

(Макс): Да, того же мнения придерживаются и власти.

(Ян): Да, но вместе с этим пропадет и всякая радость. Итак, во многих местах, где я встречался с подобной проблемой, мы приходили к выводу, что нужно сооружать больше площадей и таких мест, чтобы больше пожилых людей и молодых мамочек с детьми смогли найти себе место, а не сидеть рядом с этими хулиганами. Да, конечно, это, в первую очередь, относится и к тому, чтобы дать возможность всем слоям общества пользоваться местами общественного отдыха, потому что у этих юнцов нет монополии на пользование общественным местом. Потому что все должны получать удовольствие и радость от того, что пользуются всем этим.

(Макс): Да, но тут существует несколько проблем. Местные власти считают, что при увеличении таких мест, будет расти и преступность, потому что криминальные элементы будут собираться в таких местах и делать все, что им вздумается.

(Ян): Да, очень странная философия. То, к чему я привык – это если люди встречаются чаще на улицах, они чувствуют себя в большей безопасности, а общество будет более дружелюбным. Общество будет запуганным, если каждый будет запирать свои двери , сидеть дома и не выходить на улицу совсем. В том заключается система предотвращения преступлений. Во многих странах власти придерживаются такой линии, когда надо пытаться вытащить граждан из своих квартир как можно чаще. И можно лицом к лицу сталкиваться со своими соотечественниками. Но только не сидеть дома, запершись и говоря: нееет, я никогда больше не выйду из своей квартиры, потому что на улице так опасно.

(Макс): Но все совсем наоборот здесь. Насколько я знаю, власти у нас придерживаются совсем другой позиции. Если ты ставишь скамейку, то придет кто-то, кто сядет и будет пить пиво…

(Ян): Да, но даже если ты пьешь пиво, это не означает, что ты делаешь что-то плохое… Возможно, после этого… Но, разумеется, существует ряд мест, где оговаривается, что распитие алкоголя за воротами такого здания запрещено. Иногда (вы можете даже найти кое-какую информацию об этом) в центре города или других его местах висит такое объявление, что распитие спиртных напитков здесь запрещено. И это все потому, что власти не хотят, чтобы люди сидели в таких местах и выпивали . Может приехать полицейский патруль и проследить, выполняется ли данное предписание… Продолжение перевода беседы следует.

***

Вчера учился пользоваться фотошопом. Художником, конечно, не стану, но простейшие вещи нужно уметь делать, выражать, так сказать, мысль графически. Оказалось, не так всё и сложно. Посмотрел несколько видео, друг дал небольшой урок, сегодня целый день сидел, рисовал сфотканный во время урока дворик. Вернее то, как, по-моему, он должен выглядеть. Сразу предупреждаю — я не дизайнер и не художник. Я хреновый художник :). Рисовать не умею, ни красками, ни на компе. Поэтому, пожалуйста, без претензий что нарисовано что-то там криво :). Итак, двор:



Вокруг этой территории находится 5 домов по 24 этажа. Примерно 600 квартир, соответственно проживает вокруг этого двора примерно 1800 человек.  Как мы видим, где-то 70% территории используется как стоянка. Стоянка занимает все самые лучшие места, прямо около подъездов. Где-то 10% территории занимает детская площадка, вся забитая сооружениями для маленьких детей, имеется 3 лавочки, остальные где-то 20% занимают газоны, отгороженные забором.
Уровень автомобилизации в Москве где-то 250 машин на 1000 человек, но тут социальное жилье (в эти дома переселяли людей из снесенных пятиэтажек), будем считать 200 машин. Значит, примерно 360 человек из 1800 являются автовладельцами. Территория разделена как-то непропорционально. 
Но это ладно, это мы пока не трогаем. Я ничего пока не знаю про то, как работать с автомобилями, поэтому будем исходить из того, что автомобили мы трогать не будем — как расположены так и расположены. Хочется, конечно, детскую площадку и стоянку хотя бы местами поменять, чтобы не дети ходили к дому через стоянку, а водители через площадку — но оставим.
Подумаем о простых вещах. Вся общественная территория кроме 4 скамеек предназначена исключительно для детей до 10 лет. Для всех остальных предусмотрены 4 лавочки, две из которых находятся на детской площадке и заняты родителями обычно. То есть для всех остальных людей, подростков, молодых людей, взрослых, пожилых предусмотрено примерно 4 квадратных метра общественной зоны.
У подъездов лавочек нет. Может и не было, а может убрали.  В результате всей этой истории пожилых и взрослых людей на улице вообще не видно, а дети постарше играют на парковках (днем там много места). Чего мне не ясно — зачем все эти адские пустые места отгороженные забором? Нужна такая парковка — ладно, это мы пока не обсуждаем. Нельзя её задвинуть назад, ну тоже ладно, пока тоже не обсуждаем. Но зачем отгорождать забором территорию, на которой можно поставить лавочки, на которой могут дети играть и так далее?

В общем, на этом дворе я тренировал фотошоп, попробовал нарисовать общественную зону, которая лучше будет служить жителям домов, при этом не трогал автомобильные зоны вообще.



Ещё раз прошу — не обращайте внимание на всякие мелочи, я плохо умею рисовать. Как вам мысль такой перепланировки двора в целом? Я убрал лишние заборы и поставил много скамеек, также расширил тротуар за счет закрытого забором облезлого газона. Рад буду любым мыслям на тему :)

Сравнение:

Вам нравится эта серия постов? Тогда пожалуйста, комментите её поактивнее (а то скучно же) и подпишитесь на сообществоА то сейчас всего 15 человек подписано, тупо как-то. (нужно кликнуть, этот пост перегрузится, но будете уже подписаны) 

Upd: тут многие не так поняли. Это совсем не идеальный вариант переделки этого двора :). Это такой, который можно сделать очень легко и при этом станет намного лучше, чем было. Нужно отпилить ненужные заборы, положить плитку (не обязательно)  и расставить скамейки — и всё, общественная зона уже обслуживает не только ограниченное количество детей, а ещё и других людей тоже. Например, детская площадка за счет никому не нужных загороженных газонов увеличивается в несколько раз, там теперь просторнее, и никто ничего не потерял.
Если уж прямо думать тут глобально, я бы вообще убрал два больших паркинга, а также по возможности эти дорожки вдоль подъездов, сделал бы одну дорогу, соединяющую арки (там слева кроме одной, которую видно, ещё две есть, которые не видно) и дорогу справа через верхнюю границу двора, за подсобным зданием, парковки бы сделал в той зоне, от подсобного здания до линии конца детской площадки (площадку и поляну отдал бы под парковку).
В свою очередь площадку перенес бы поближе к дому, около дома сделал бы очень узкую дорогу, по которой можно проехать, но нельзя припарковаться (для погрузки/разгрузки, скорой и т.д.), остальную территорию сделал бы общественной зоной — поставил бы всякие штуки типа гигантских шахмат, много скамеек, в том числе со столами, попробовал бы сделать так, чтобы открылось кафе (не знаю насколько это возможно).
Но это всё сложно, может вызвать всякие дебаты и недовольства. А те изменения, которые я написал, недовольство могут вызвать разве что среди консъержек, которым не понравится, что раз в месяц на скамейках будут пьянки. Им нужно просто объяснить, что надо в таком случае вызывать милицию, и они будут счастливы :). Разные люди смогут проводить время на улице, может, не в идеальных условиях, но в достаточно неплохих.


  • 1
О, Щукино :)
Мне кажется, предложение весьма разумное.
Вообще не понимаю политику ограждений и дурацких запретов из области - "по газонам не ходить". А для чего они ещё нужны? )

Как я понимаю, подземные парковки мало распространены из-за дороговизны работ. Что если пойти другим путем и, к примеру, построить у этой парковки крышу и устроить там то самое общественное пространство с газонами, столами для настольного тенниса и так далее? Интересно, насколько это дешевле рытья.

В этом доме есть подземная парковка, но она почему-то не задействованна. Загнать людей на крышу очень сложно, люди очень не любят перемены уровней. По делу тут надо вообще парковку убрать назад, туда вокруг здания подсобного и вместо детской площадки, а площадку и общественную зону сделать около дома. Но это я в этот раз не рисовал, так как первая проба во первых, и я постарался улучшить территорию простейшим образом во вторых.

Про подземные парковки слышал, что они еще во время постройки дома продаются близлежащим офисам.
Нужен закон по которому к каждой квартире будет прилагаться машиноместо.

Хорошее решение для отгораживания зон от машин без блокировки для людей ИМХО - низкие столбики через метр-полтора между друг другом. На примере своего места жительства убеждаюсь что если в условиях нехватки парковочных мест не отгородить чем-нибудь газоны и тротуары, на них будут стоять машины, и это бесит гораздо больше чем заборы мешающие проходу напрямую куда надо.

В этом дворе сделали просто высокие бордюры. Ваше решение лучше, не создает неудобств велосипедистам и вообще людям которым тяжело передвигаться.
По поводу заборов — их нужно убрать не за тем чтобы ходить напрямую. Задача "куда-то пройти" это лишь одна из целей общественной зоны, далеко не главная. Нет, беспрепядственно пройти конечно должно быть возможно, но есть ещё много важных вещей. Заборы тут в основном мешают людям проводить время во дворе, а не ходить через него.

Да я собсно о том же ) в нашем дворе мелкие заборы как раз препятствуют проходу к скамейкам, качелям и т.п.

А на примере двора - куда обычно машины с парковки выезжают? Через арки или вот по той улице, что справа?

И так и так. Больше через арки.

А вот как в таком случае правильнее было бы скомпоновать двор, чтобы он был ближе к подъездам? Просто любая площадка или общественное пространство, особенно если там играют дети, сразу теряет в привлекательности и безопасности, если она граничит с проезжей частью. Их нужно отделять как минимум каким-то газоном с барьерами или изменением рельефа. Просто пример - вот на той асфальтовой площадке дети захотят поиграть в мяч-футбол. Мяч выкатится на дорогу - опасность.

Это я попробую в следующий раз накалякать :)

Во первых, опасность не большая — это не прямо дорога, это двор. Тоесть, проезжая часть где машины движуться отдавая приоритет пешеходам — медленно и очень осторожно. Но всё-равно плохо.

Если уж прямо думать тут глобально, я бы вообще убрал два больших паркинга, а также по возможности эти дорожки вдоль подъездов, сделал бы одну дорогу соеденяющую арки и дорогу справа через верхнюю границу двора, за подсобным зданием, парковки бы сделал в той зоне, от подсобного здания до линии конца детской площадки (площадку и поляну отдал бы под парковку).

В свою очередь площадку перенес бы поближе к дому, около дома сделал бы очень узкую дорогу, по которой можно проехать но нельзя припарковаться (для погрузки/разгрузки, скорой и т.д.), остальную территорию сделал бы общественной зоной — поставил бы всякие штуки типа гигантских шахмат, много скамеек, в том числе со столами, попробовал бы сделать так чтобы открылось кафе (не знаю на сколько это возможно).

Edited at 2011-08-26 06:09 pm (UTC)

Откуда такие маленькие цифры по автомобилизации? Для казани уже 300, для москвы надо брать минимум 400.

Я не убирал бы зеленую зону, а "оттяпал" кусок парковки и детскую не переносил бы, чтобы мамы могли спокойно наблюдать за детьми с любого этажа. Жаль до нормального компьютера доберусь только в воскресенье вечером и только тогда смогу что-нибудь нарисовать.

Цифры из какой-то книги, нужно уточнить. Это тут было не особо принципиально, поэтому не уточнял. Парковки я не трогал, потому что хотел просто сделать как можно проще и получить какой-то эффект :). Тут просто заборы убрать и лавочки поставить.

Так если двигать парковку можно много чего хорошего сделать. Фотка сделана с 13-го этажа, а всего их в доме 24 — площадку видно будет если её немного подвинуть. Просто если её подвинуть, а между ней и подъездами сделать карфри зону (вернее с зоной где могут подъезжать автомобили для разгрузки, но без парковки и сквазного проезда), и там сделать общую зону, будет лучше вся территория перед домом, машины вообще не будут никак пересекатся с находящимися там людьми.

Ну пожарники вам не согласуют, тк им необходим сквозной проезд.
Да и скорая помощь вдруг не с той стороны сразу заедет (любые лишние секунды могут иметь значение).

Да и вообще любым службам нужен сквозной проезд, да и еще не уже 6 метров...
Ну и когда старики нормативы писали, тоже не дураки были...=)))

Ну и как это не трогать парковку? если для постоянного населения построены паркинги под домами. здесь на поверхности нужна только гостевые парковки, а они не должны занять столько места.

Вы же общались с Ян Гилом, читали Вучика, думаю вы понимаете что помимо создания общественных зон и рисования велодорожек необходимо подавлять автомобилизацию. В противном случае если убрать заборы, то туда будут парковаться джипы.

Джипы могли бы парковаться и на тротуар, который достаточно широк. Они этого не делают потому, что бордюр слишком высок и туда невозможно заехать. Тот забор который я убрал никак не загораживает тротуар от парковок, а тот который загораживает я не трогал. У этих заборов функция во первых декоративная, во вторых "не пропускать людей".

Я согласен что нужно трогать парковку. Я говорю что я её в этом проекте намеренно не трогал :). Я не согласен что можно делать или "идеально" или "никак". По моему можно делать просто улучшения, не идеальные и не сложные.

Ну опять же обращаясь к Ян Гилу, Откуда такая уверенность, что на этой зоне будет кипеть жизнь? ну вот появится эта зона, почему там будут сидеть приличные люди, а не пить пиво и громко смеяться и по ночам играть на гитаре? Как это уширение и расстановка лавочке поможет разогнать "шумных" людей и привлечь мам с детьми, бабушек или приличных молодых людей?

результат мелких улучшений мы видим в современных московских дворах, результат когда люди хотели создать идеальные дворы - это современные дворы в копенгагене.

Ну и если есть интерес работать в России, то необходимо прочитать те документы по которым мы работаем. Чтобы понимать, что можно предлагать жителям, а что нельзя.

Про "несогласуют", это я пока не знаю. Я смотрю как в других городах и странах, читаю материалы, и думаю как можно бы было сделать у нас. Если у нас пожарники не согласовывают то, что в других странах работает — значит наши местные особенности не позволяют сделать хороших общественных зон, будем работать с тем что есть. Но это уж потом будем о таких компромиссах думать :).

Насчет нормативов, я не могу согласится что их писали не дураки, так как их не читал, мотивировки не знаю, и не знаю кто их писал и чего они при этом учитывали. Если службам нужен сквозной проезд прямо около подъезда шириной в 6 метров, то общественные зоны трудно делать будет, но можно думаю найти решения. Если как-то сделать эти проезды таким образом, чтобы их только службы могли использовать и погрузка/разгрузка они не будут мешать созданию хорошего двора.

На самом деле зелень - трава и деревья создают уют, потому я не стал бы так оголтело ее убирать. Я бы модифицировал твой вариант, оставив часть газона справа. А скамейки бы поставил, как вкрапления, плюс посадил бы деревья/кусты по границе стоянки.
Во многих новостройках, дворы почти без зелени, что производит жуткое и удручающее впечатление, там не хочется гулять, не самому не с детьми.

Деревьев тут нет. Траву конечно можно и не трогать, можно сделать островки и поставить клумбы. Деревья — отличная мысль. Я просто исходил из того, что у нас нет ресурсов деревья сажать и стоянку менять, а есть только пила и скамейки :). Так-то конечно, тут не хватает деревьев.

Если брать в расчет саженцы, то они не так много стоят.
Еще кстати момент, так в голову пришло. Что не стит забывать о безопастности людей. В частности детская площадка не зря "отгорожена" газоном от стоянки. Дети легко могут выбежать перелезть через заборчик и т.д и оказаться под паркующейся машиной.
Поэтому если делать по твоей схеме, нужно продумывать и этот вопрос. Самое простое и эстетичное решение это сплошной ряд колючих кустарников вдоль забора, сквоз и через которые невозможно пролезть. Иногда делают типа того но кусты реденькие и не колючие. В итоге происходит все совсем наоборот - даже опытному водителю под колеса легко может выскочить ребенок прям из кустов.

Во первых, это двор по которому машины едут со скоростью хотьбы. Во вторых в этом дворе дети всегда играют в основном на парковке, катаются в огромном количестве на велосипедах по парковкам и этой дороге, и вообще там всегда много активности. В третьих, от детской площадки прямо к парковке/дороге ведет вход.

Безопасность детей интересная штука, одна из вещей которые я хочу изучить это как организован переход детей через дороги около школ. В Израиле например перед началом занятий и перед концом старшеклассники в яркой одежде с дорожными знаками в руках на палках стоят на переходе и перекрывают его если школьник переходит. У нас по моему ничего такого нет — это да, важно. А всякие эти отгораживания от двора газоном — по моему это больше выглядит важным чем реально является.




Edited at 2011-08-29 10:44 am (UTC)

У меня трое детей, и на их поведение и поведение их приятеле в разных возрастах насмотрелся.
Мне гораздо комфортнее с ними гулять когда до проезжей части далеко. Особенно если требуется преодолеть, что-то типа газона по которому не принято ходить. Просто времени чтобы среагировать на действия детей больше.

У нас вгороде несколько лет назад организовали бульвар. Убрали параллельную улице автомобильную дорогу, засадили газон, и чуть расширили пешеходную часть. Теперь тут постоянно гуляют люди, много детей и песионеров на лавках. Раньше лавки были, но метра через два-три от них ездили автомобили, хоть и не постоянно и медленно но ездили. Никого кроме алкашей на лавках не было.

Эту фотку в инете нашел
http://www.pushkino.org/data/razdely/10010001/2009/1020/DSC_8067-kopiya.jpg


Все верно пишите — автомобили должны быть далеко от людей. Этот двор в этом смысле вообще плохо организован, если бы его переделывать нормально (а не ограничивая себя возможностью отпилить забор), то нужно детскую площадку всю двигать вперед ближе к дому, стоянку убирать назад, за площадку, отгораживать её хорошо забором/газоном, а от площадки до дома делать общественную зону, с зеленью, лавочками и т.д., без парковок и дорог, только с проездом для погрузки/разгрузки и экстренных служб.

мне кажется, людям будет не уютно на этих лавочках: сидишь вплотную спиной к машине, а уж если она завелась - вообще беда. надо оставить хотя б полоску зелени. еще интересно, какой вид будет открываться с лавок.

Вид будет более-менее — там за дворовой дорогой полу-лес полу-парк, много деревьев. Кроме того на этом тротуаре будет жизнь кипеть. А вот с тем, что спина не защищена — это вы правы. Лавочки лучше конечно вдоль дома ставить.

Ну изачем сидеть на лавочке вплотную к парковке и дышать выхлопными газами, если рядом хорошая парковая зона? Вот там и надо скамейки ставить. А во дворе - если только рядом с подъездами - сумки поставить или с встреченным соседом парой слов перекинуться.

Мне кажется есть какой-то норматив по газонам. Нельзя просто так взять и убрать якобы лишние метры.

У меня с фотошопом далеко не все ладно, но думаю более менее понятно будет.

Небольшой вариант как сделать еще уютнее


1. Беседка, куда же без неё, считаю, что в каждом дворе должна быть. Тогда посидеть во дворе можно будет и в дождь. Плюс если там поставить стол можно и разные праздники встречать(это уже по своему опыту периодически дни рождения в ней празднуем во дворе, рядом шашлыки жарим, красота), а так же играть в настольные игры и еще много чего. Плюс помогает соседям перезнакомиться =)

2. Справа не только ряд лавочек и пустой асфальт а пара мест со столиками, опять же с целью пикников и настольных игр. да и отдельные лавочки удобны для 2х-3х человек, а большие компании либо на половину стоят, либо вытягиваются в ряд и крайние друг друга уже не слышат.

  • 1
?

Log in