maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Шоссе во дворах
maxkatz
Сегодня поговорим о разных видах застройки — многоэтажной, как у нас в спальных районах, и малоэтажной, как в спальных районах Копенгагена.
Надо, кстати, сразу отметить, что в Дании и особенно в Швеции очень много своих проблемных районов, плохо спланированных, не учитывающих, что главная задача города состоит в создании для людей комфортного места для жизни. Я тут беру самые интересные примеры и сравниваю их с нашими обычными. Не для того, чтобы показать, как у нас плохо, а чтобы показать как можно сделать лучше.

Утром в субботу я поехал смотреть районы с плотной малоэтажной застройкой. По пути попалось несколько интересных штук, вот, например, бассейн, устроенный в реке. Летом тут куча людей прыгает с вышки в воду и плавает



Рядом небольшой скейт-парк. Отличный способ оживить место — у скейтпарка всегда весело, лавочки вокруг него всегда заняты людьми, ну и вообще место живое



Перейдем к делу. Недалеко от центра можно найти такой вот район



В некоторых домах живет одна семья, в некоторых сдаются в аренду комнаты, и каждую комнату занимает отдельный человек. Перед каждым домом такой дворик



Такие дворики люди используют намного чаще, чем задние дворы или балконы. Это потому что если проводишь время в таком месте, то ты как-то связан с жизнью, которая происходит на самой улице. Это очень полезно и для самой улицы — чем больше людей находятся в её зоне видимости, тем она становится безопаснее. В таких районах совершается намного меньше уличных преступлений, и люди тут чувствуют себя в безопасности даже по вечерам



Вот типичный проезд/проход/улица в спальном районе Москвы. Тут ходить, во-первых, неинтересно, потому что вокруг ничего не происходит, а во-вторых, страшно вечером, потому что вокруг никого нет. Зато есть три вида заборов :)



Кроме безопасности это всё ещё и очень мило выглядит






Часто можно встретить лавочки, по которым заметно, что они сделаны не для того, чтобы на них сидели, а для каких-то других целей. Размещали рекламу, в дизайн вписывали или просто выполняли план по установке лавочек. Вот обратный пример



Такие районы хороши ещё тем, что в них нет огромных расстояний между зданиями. Плотность живущих людей в них примерно такая же, как в девятиэтаж, так как здания хоть и низкие, но близко друг к другу расположены. Однако, огромных пустынных пространств между башнями, которые возникают при многоэтажной застройке, тут нет — эти районы отлично подходят для перемещения пешком и на велосипеде



Расстояние, которое человек готов пройти пешком от дома/работы, очень зависит от того, где нужно идти. В плохих условиях человек неохотно пройдет пешком и триста метров, а если условия хорошие, то будет готов идти и тысячу. Понятно, что если выбора нет, то можно и 5 километров прошагать, но тут речь о тех случаях, когда выбор есть. 

Сами сравните — расстояние на верхней фотке до желтого светофора и до второго билборда на нижней фотке примерно одинаковое



У нас очень любят думать о детях и строят им в каждом дворе детские площадки. При этом никаких других сооружений в наших дворах обычно нет, так как считается, что проведение времени на улице всеми другими группами населения обязательно закончится пьянкой или дебошем. Поэтому у нас лавочки стоят во дворах редко.

А основная задача наших дворов — перемещать машины. Непременно должна иметься возможность припарковаться прямо у самого подъезда, даже расстояние в 20 метров от машины до подъезда у нас люди готовы преодолевать только в том случае, если места прямо перед подъездом заняты. Если вдруг мест там вообще нет, а вместо них стоит лавочка и растет дерево, то люди начинают писать гневные письма с требованием исправить ситуацию. В результате получается так:





Подъезд находится прямо сзади. Большое желание есть отпустить своих детей поиграть там? Зато заборов много, никто точно на детской площадке не припаркуется, даже танк.

То, что машины необходимо где-то парковать — это бесспорно. Но вот то, что между подъездом и двором должно быть шоссе по европейским меркам - тут я не очень согласен

Парковка в Дании. Проезд хоть и сквозной, но посередине рядом с красными столбиками ездить нельзя:



Там стоят такие столики





Много детей совершенно самостоятельно гоняют по этому району. И никаких заборов



В чем фишка — дело совершенно не в нашем менталитете и не в наших наглых водителях, готовых припарковаться посреди песочницы. Это всё байки для кухонных оппозиционных разговоров, житейская мудрость "несогласных", которая с умным видом передается из поколения в поколение. Многие настолько уверены в нашей "ущербности" и "недоразвитости", что других причин и не ищут.

На самом деле всё проще — люди в жизни не могут думать обо всём. Они думают о семье, работе. Когда они рулят, то думают как бы не пропустить поворот и не попасть в аварию.
То, где они паркуются и как себя ведут в городе, зависит в основном от того, что называется physical framework. Я пока не придумал точный перевод, имеется ввиду то, как построено и устроено всё вокруг, и какие сигналы это подает пользователям.

Вот посмотрите



Слева подъезды, в которых живут тысячи людей. Справа (не в кадре) два парковочных лота и детская площадка, где всегда полно детей. Это всё дело отрезано тем, что тут считалось бы чуть ли не шоссе.
Как видите, жильцы установили клумбы, чтобы спуск для колясок не заставили машинами. Это как раз часть physical framework, та часть, которая доступна простым людям.
Но если думать об этом — скажите, зачем такое широкое шоссе? Почему бы не сделать в этом дворе приоритет для пешеходов? Тут всё равно никто не гоняет, машины едут медленно. Но такой physical framework как бы говорит водителям — вы тут главные, и когда вы едете, пешеходы должны вас пропускать. И те, и другие участники движения в этом уверены, и вовсе не из-за того, что они бескультурные и менталитет у них такой.

Как исправить? Вот простейший способ (взял тут: http://www.livestreets.ru/projects/shirokorechenskaya/)

Такая структура явно говорит о приоритетности автомобиля



А при такой - автомобиль будет ждать, пока пройдут все пешеходы.



Это очень просто реализовать, достаточно не тротуар разбивать дорогой во дворе, а дорогу тротуаром. И таких легких небольших способов показать, кто в данный момент главнее, очень много. И надо ими пользоваться, всё в порядке у нас с менталитетом.

Тут улица находится на одном уровне с тротуаром, но, как я уже писал, проезд этот не сквозной и сразу заметно, что машины тут в гостях у пешеходов, а не наоборот



Забыл точные цифры, в книге Life Between Buildings было очень хорошее исследование — они изучили и сравнили улицы с приоритетом у пешеходов и с приоритетом у автомобилей на предмет количества детей, которые находятся на них сами, и тех, кто передвигается с родителями.
На улицах, где был приоритет автомобилей, 14% детей гуляли сами, 86% с родителями. На улице, где был приоритет у пешеходов, 83% детей гуляли сами, а 17% с родителями. Точные цифры не помню, если у кого есть книга, то посмотрите, пожалуйста

Такая среда намного лучше подходит для жизни, при этом делать приоритет для автомобилей в таком городском районе, где все едут медленно (чтобы припарковаться), можно только по недосмотру.




Если выйти из этого района, пройти 50 шагов и перейти небольшую улицу, то будет вот так:





Фотка в обратную сторону с того же места. Шаговая доступность :)



Планирую с 25 ноября по 5 декабря быть в Екатеринбурге. Кто там живет - пишите, встретимся, поболтаем :)



хорошо,Макс,написал,обстоятельно,меня тоже,например,заботит вписывание альтернативных видов транспорта в городскую среду,но чото не вериться,что на нашей почве чото получиться

Всё получится :)

ну,кстати,твой позитифф воодушевляет,наверно это как то связано и с твоими успехами в бейкинге

Я всегда такой был

Очень интересный пост. Было бы также интересно посмотреть на примеры неудачной шведской застройки. По работе неоднократно ездил в Стокгольм и глаз вроде только радовался :)

Насчет рассуждений о менталитете. Я бы не сказал, что это свойственно исключительно "оппозиционерам" и "несгласным". Это также одна из любимых отговорок чиновников. Зачем, типа, что-то делать, у нас такой менталитет, что ничего не поможет :)

Как раз позовчера ездили в район неудачной шевдской застройки, и там много очень интересных попыток оживить территорию. На эту тему (оживления таких районов) я также записал и перевёл лекцию, скоро будет интересный пост.

Вот прям и хочется сразу построить улицу на шведский манер :)

В Перми вроде собрались... построим ещё :)

Вы предлагаете все снести, например, в моем Алтуфьево и застроить малоэтажными домами? В принципе я за, но нащот осуществимость проекта сомневаюсь

Как это такое предложение вытекает из моего поста? :)
Конечно нет. Не надо ничего сносить, ломать, запрещать и т.д.

Ничего под кат убирать не надо. Пост отличный. Я думаю у тебя всё получится, потому что это интереснее и, уж точно, созидательнее покера) С удовольствием поучаствовал бы здесь в Москве в обсуждении какого-нибудь плана переустройства отдельно взятого района (не как специалист, я им не являюсь, а из-за огромного интереса) Удачи!

Ну что сравнивать два мира, хотя пост отличный, да.
Относительно недавно из Копена, в ЖЖ еще толком не начал про него системно рассказывать, только пару фотоальбомов сформировал с самым коротким описанием.
http://arnold.moifoto.ru/123410
http://arnold.moifoto.ru/120651
Совсем другая жизнь с совершенно другими ценностями.

Приятное место.
Однако власти Москвы, похоже, выбрали автомобилецентричность.

По моему это не власти выбрали, а как-то само со временем получилось. Властям было не до таких решений

Классно!
А можно при случае побольше про детские площадки, они же тоже, наверняка, встроены как-то продуманно во всю инфраструктуру... если будут по пути попадаться :)

А вот кстати по поводу двора и 3д моделей. Тоже на эту тему хотел картинок нарисовать.

Всё бы хорошо, но есть два требования, из-за которых обязательно делают подъезд к подъезду и дорогу вдоль дома:

- мусоровозы
- пожарные машины

Естественно, это решаемо. Только вот не хотят... Хотя с другой стороны, в некоторых новостройках в этом отношении всё хорошо. Может требования изменились?

Очень интересно, читаю вместо того, чтобы готовиться к завтрашнему экзамену :)
Я не велосипедист, но имею свой интерес к организации жилого пространства: у меня маленький ребенок, и я часто передвигаюсь по улицам с коляской. Живу в историческом центре Нижнего Новгорода, который не приспособлен для парковок автомобилей совсем - улицы узкие, все паркуются на тротуарах. Зимой из ширины тротуара вычитаем еще сугроб - и с коляской не проедешь. Мне очень симпатична идея регулирования численности автомобилей в городах, особенно в исторических центрах. С удовольствием наблюдала действенность такой политики в Швеции. Но привыкла думать, что это все не по нашу душу. Спасибо, что заставили в этом усомниться.

очень интересный журнал у Вас! я как житель города постоянно сталкиваюсь с кучей неудобств, и некоторые, мне кажется, не так сложно решить при желании. а тут у Вас столько идей! и согласна, что людям часто какие-то вещи просто в голову не приходят, поэтому живут как живётся, на автомате.

А я в этом дворе у квартала раньше было дело тусил часто. =)

Вообще конечно, да. У нас машины главные. И сам им как то интуитивно дорогу уступаешь. Чувствуешь, что водятла тоже считает что он главнее и что если он на тебя наедет то будет больно.

Очень здорово. Был бы я мэром небольшого города - мои жители были бы счастливы, я бы сделал как в Дании.

Для этого бы потребовалось лет 50. Не думаю, что Глава города может так долго просидеть.

Отличный у вас журнал и тема, как для городского жителя, очень интересна.
Датские дворы напоминают мое детство! Очень хотел бы, что бы и мои дети росли так же, а пока приходится с коляской протискиваемся между кучей машин...

Максим, ты молодец! желаю тебе успехов в улучшении городов России!

Хороший пост

Красивые фото. И да, у нас проблемы конечно с проектированием улиц в стране

хорошее описание!

Великолепно!

Про ширину проезжей части - есть несколько моментов:
1) менталитет таки. переходить надо массово, иначе в большей части мест узкие дороги станут абсолютно непроезжими из-за припаркованных в ряда машин. Я видел у нас узкие дорожки в жилых многоэтажных кварталах - там на машине АДЪ - и не у подъезда, часто на 500м не подъехать просто.
2) зима и снег. узкая дорожка зимой будет завалена так, что даже при ежедневной уборке двора (а это есть только и исключительно в Москве) парковочных мест не останется.
3) У нас очень, просто жутко суровые санкции за царапины на парковке. В той же Франции задеть другую машину или оттолкнуть её бампером - совершенно нормально и никто по этому поводу не парится. У нас же - беготня по ГАИ и страховым на полдня минимум + год лишения прав, если уехать.
4) Наша инфраструктура не приспособлена к нормальному количеству машин. В Дании так строить можно - ты сам показываешь на фотографиях 2-3х этажные дома. На каждый дом пара машин, на квадратный километр машин так мало, что можно делать аккуратные проезды и несколько парковочных мест. У нас же массовая многоэтажная плотная застройка. Физически просто нет мест под нормальное размещение автомобилей.

Лучше всего было бы вообще переходить на массовое малоэтажное строительство. Но кто же на это пойдёт то?

массовая многоэтажная плотная застройка

Во-первых, многоэтажная застройка не столь плотная как кажется. Вокруг каждой башни есть много свободного места. Свободная площадь порой в десятки раз превышает площадь занимаемую зданием. Получается что 10-ти этажный дом на участке в 10 раз бОльшем дома - тоже самое, что 2-х этажный дом 10х10м. на участке 14х14м. (или 4-х этажный - на участке 20х20).

Кроме того, думаю, количество машин на квартиру там существенно больше чем в России. Но, это не мешает находить решиния для парковки. )))

И потом - кто мешает устроить подземную стоянку под домом и частью двора???

какой замечательный пост )
очень интересно было прочитать

(Deleted comment)
а можно фотографии двора? не ради критики, или для сарказма, а серьезно, для изучения!

Действительно для размеренной жизни в Копенгагене лучше, только зачастую сравниваем разные масштабы Копенгаген размером с г. Видное например там тоже особенно центральная часть города похожа немцы пленные строили, малоэтажные домики у каждого есть свой дворик, чудо просто))

Абсолютно правильно сказанно! И кстати- автор поста архитектор? Я не говорю что у нас хорошо - у нас в 90% плохо - но явно анализ сделан без абсолютного незнания принципов жилой застройки.
Причем у нас есть хорошие примеры благоустройства дворовых территорий - и я их могу показать - и кстати это будут и мои работы. Но вот сравнения на пальцах - просто бесит - есть поняти нагрузок, сетей и прочего.

Не понимаю как это может быть применимо к нынешней Москве, если вы исключаете снос.
К новым микрорайонам - да.

Познавательно. Спасибо.

ДСК против малоэтажек

То,как застраиваются наши города,это просто жутко.Есть положительный пример малоэтажного строительства-Куркино(и то не весь,а часть,погуглите!),но массово не прижился.Идея малоэтажности еще и душиться на корню нашими ДСК,которые заточены только под производство многоэтажек,и "выпускать" комплекты для малоэтажек для них нет никакого смысла.Хотя так бы было здорово,что бы ушли со временем эти шестнадцатиэтажные монстры

?

Log in