maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Про инфраструктуры и менталитеты (велоинфраструктура Копенгагена)
maxkatz

Сегодня я хочу поговорить о российском менталитете и нашем ужасном климате. Ведь именно эти обстоятельства не позволяют нашему населению ездить на велосипедах на работу, до метро, до школы и т.д. по мнению почти всех моих собеседников в России

Вот в Европе люди другие, там менталитет позволяет на велосипедах ездить, вот в Копенгагене примерно так выглядит главная "транспортная артерия"




Из велосипедистов там периодически создаются пробки




На велосипедах ездят люди всех возрастов, пожилых велосипедистов довольно много, красиво одетых тоже. Конечно, тут ведь у людей совсем другой менталитет, мы же помним.






Стоянка около вокзала. Макдональдс заботливо накрывает сидения своей рекламкой, они не промокают под дождем





Велоинфраструктуру я изучал вместе с разными сотрудниками Gehl Architects, но в основном с Ларсом Гемзое. В один из дней я принёс в офис большую карту Москвы и мы полдня обсуждали возможное изменение менталитета как может выглядеть велоинфраструктура в Москве и как её лучше развивать, изучали план правительства Москвы, который я как раз перевел на английский. Об этом как-нибудь потом напишу




Но вернемся к нашему и датскому менталитету и национальным особенностям. На этой картинке сразу две интересных вещи: велодорожка и велопарковка.
Велодорожка не нарисована на дороге и не проложена между проезжей частью и парковкой, как это часто делается в США, например, — тут она находится за припаркованными машинами, велосипедисты таким образом защищены от траффика везде, кроме перекрестков и пересечений с дворами. 




Велопарковки почти все выглядят так. Расстояние между парковочными местами — строго 60см. Если меньше, то люди паркуют велосипеды через один. У меня есть целый мануал датской велоассоциации, где подробно рассказывается о том, как сделать удобную велопарковку




Правда, они сделаны не везде, иногда парковка стихийная




Кроме велодорожки существует ещё велополоса. Это когда просто полоса нарисована краской на дороге, а не находится выше. Таких в Копенгагене довольно мало (20км, а дорожек 350км). Вот пример перехода велополосы в велодорожку.
Когда на улице строится велодорожка, то там становится на 20% больше велосипедистов (и на 10% меньше автомобилей), чем когда там велополоса.




Обратите также внимание на машину, поворачивающую во двор, — тротуар и велодорожка, которые они будут сейчас пересекать, сохраняют тот же уровень, и машинам нужно подниматься на них, а не наоборот пешеходам спускаться. Это, как я уже писал, называется physical framework. Такое пересечение дает четко понять, что главнее в этой ситуации пешеходы. Кроме того, пешеходам и велосипедистам так намного удобнее, а машинам в принципе всё равно.
Но тут, как можно видеть, место опасное, поэтому велодорожка ещё и выделена синим цветом.

Но это всё, как мы помним, фигня, дело ведь в менталитете, ага.



Перекресток выглядит примерно так. Сейчас подробно расскажу, что тут как и почему, а пока обратите внимание на тротуар в левом нижнем углу — в Копенгагене решили проблему плитки и каблуков вот таким образом: тротуар состоит вперемешку из красивой мелкой плитки и удобной крупной




В особо опасных местах перекрестков место, где ездят велосипеды, закрашивают синим цветом. Исследование, которое провели в Дании, показало, что если всё подряд специальным цветом закрашивать, то водители не обращают на это внимания. А вот если только в опасных местах — обращают. Поэтому на перекрестках синим цветом закрашивают не больше двух направлений, а чаще одно




Когда нет синей маркировки, то есть белая, но очень четкая. Тут не спутаешь — это точно велополоса




Самое большое количество аварий с участием велосипедов происходит при повороте автомобилей направо. С этим борятся разными способами: и маркировкой, и светофорами, и структурой перекрестка, об этом ниже





Почти на всех основных перекрестках висят велосветофоры. Они обычно зажигаются на 6 секунд раньше обычных, а перекрестки с интенсивными правыми поворотами регулируются вот так




Там, где нет велосветофора, иногда есть такая вот история — пространство для велосипедов за стоп линией. 




А вот как, например, выглядит круговое движение в центре. Машины ездят по брусчатке, велосипеды по асфальту




На основных магистралях есть зелёная волна для велосипедистов — если будешь ехать 20 км/ч, поедешь без остановок. Автомобилистам такие скорости, понятно, не подходят, но велосипеды главнее тут. Менталитет, как мы помним




По ходу маршрута с зеленой волной есть иногда такие вот лампочки, они показывают с какой скоростью нужно ехать, чтобы попасть на зеленую волну (гаснут и зажигаются в нужном темпе)





Иногда встречаются места, где можно подкачать шины (это другой город)





На светофорах часто есть такие вот конструкции, это чтобы на красном свете не вставать с велосипеда, а подержаться за неё




Ещё недавно построили веломост




Автомобили делают огромный круг, чтобы попасть с одного берега на другой, велосипеды едут по мосту




Мост штука дорогая — один километр моста построить по стоимости как 15 километров велодорожек проложить. Иногда используются уже имеющиеся конструкции для перехода через, например, железнодорожные пути, но жителям это очень не нравится, и изменение этой истории является одним из главных вопросов, который стоит на политической повестке дня. Странные люди, нет чтобы менталитет свой обсуждать, так они мосты какие-то...




В региональных поездах можно перевозить велосипеды, для этого есть специальный вагон




И вот у них 27% всех поездок совершаются на велосипедах. А на работу/с работы вообще 50%. А на вопрос "почему используете велосипед?" 57% отвечает "это быстро и просто", 22% считают прокатиться на велосипеде хорошим началом дня, 13% - потому что это дешево.
Ездят и радуются - и зимой, и в -5. 


А мы пока про менталитет рассуждаем, про то, что у нас это не принято из-за нашей ахренительной специфики, что у нас не то население, чтобы на велосипедах ездить, что велосипеды сами будут красть пачками и вывозить на фурах в Таджикистан.
А города наши в это время наполняются новыми дорогами, новыми развязками, новыми машинами. Всё растягивается в длину, всё больше в них машин, а на велосипедах ездят только очень отважные молодые люди в шлемах и одежде, как на велогонке. И виной этому, конечно же, наш менталитет и климат, а не отсутствие всего того, о чем я писал выше.

P.S. чуть не забыл — для тех, кто тут недавно и задается вопросом чем вообще плох автомобильный город и почему тупо нельзя сделать так, чтобы все спокойно ездили на машинах, просьба почитать мой пост про американские города. Там об этом подробно есть :)


Бонус трэк — после всех этих изучений Ларс пригласил меня на ужин к себе домой. Держите экскурсию в типичный достаточно обеспеченный датский дом, в котором живет заслуженный датский пожилой архитектор с супругой в предпенсионном возрасте.




Это что-то типа библиотеки и комнаты отдыха. Там вот кресло стоит, телевизор и всякие музыкальные штуки




Например, такие. У меня он только в детстве был, а тут до сих пор вовсю слушают



И диван, понятно




Это что-то типа гостиной/столовой




Кухня




Из окна красивый вид на город




Хозяева



Кормили меня датской едой, свинина с картошкой, картошка в каком-то сладком соусе и прикольный десерт. Обсуждали демократию и политическую ситуацию в России, а также Кубу. Круто у них в Дании.

Теперь всё бы это к нам сюда. И потом о менталитете поговорить...




Кстати, знаете почему я мало пишу? Потому что у меня МАЛО ЧИТАТЕЛЕЙ :( И мало комментов. И вообще тут никакой движухи нет, писать скучно.
Раскрутите мне блог, плз, а? :). Тут ведь интересно, а будет ещё интереснее. Раскрутите — будет ещё куча постов и о Дании, и, возможно, развлеку вас попыткой избраться в муниципальное собрание района Строгино или Щукино, и планы изменений районов... 





пиши еще, интересно.

На машине куда удобней ехать! Так что лучше развязки пусть строят и дороги в несколько уровней. Если так беспокоятся за старые дома.

http://ozpp.ru/netcat_files/Image/123%2823%29.jpg
и никакой менталитет не причем. Чтобы человек не приехал на работу в виде грязно-мокрого параноика с разбитым носом и коленками, нужно нужно решить проблему снежной каши ,а в не снежное время, с грязью. Прежде чем рисовать велодороги нужно переделать практически ВСЕ дороги и тротуары с газонами в Москве( не расширить или перерисовать полосы а именно сделать по другому, как положено, а не как укуреный гость столицы удумал в нарушение всех стандартов и правил.), систему сливов ( а там и канализация старая как смерть). Решить проблему грузового транспорта.
И менталитет менять не надо после этого, рисуйте дорожки да ставте парковки и катайтесь в удовольствие.))

Как верно заметил Ян Гейл, в Москве зима далеко не круглый год. Так что проблему грязи в зимнюю пору можно отложить. Хотя еще есть лужи... Но тут уж, кроме как пересройки канализационной системы, ничего не сделаешь.

Распиарим, только пиши! :)

На самом деле что бросается в глаза на зимних фото из Копенгагена - очень ЧИСТО и СУХО.
Грязь многих отталкивает в ноябре-апреле.

Согласен. Поэтому Копенгаген для нас в этом плане как бы не очень близкий образец. А вот Финляндия - да. Мне было бы очень инетесно почитать как в Финляндии решают вопросы снежной каши? Ведь там снега выпадает никак не меньше чем у нас.

Про менталитет не соглашусь. Велосипедистов мало, очень мало. И в силу архитектурных особенностей они тупо мешают - отсюда и негативное к ним отношение. Но их количество растёт, и если слегка подогнать инфраструктуру, менталитет волшебным образом изменится, вот увидите :) Но есть пара объективных моментов:

Во-первых, у нас действительно холодно. Это вы там в Москве плачетесь, что у вас снега нет :) У нас (Ульяновск) как в начале ноября выпал, так и лежит мега-сугробами. Это при том, что мы даже чуть-чуть южнее. А ещё у нас достаточно ветренно, 5м/с за ветер не считается. Такой вот резко континетальный климат :( Россия не Москва, Москва не Россия (с), вобщем, к другим небольшим городам это в той или иной мере применимо. А за Уралом ещё хуже холоднее. Так что время подходящее для велосипеда - пять месяцев в году в лучшем случае.

Во-вторых, не смотря на то, что город у нас маленький (600 тысяч), места он занимает много, ибо дебилы строили проектировали. А ещё топографию/топологию весело разбавляет Волга посреди города (через неё два моста, итого шесть полос в обе стороны на двести тысяч человек). Вобщем, 30км на работу в одну сторону - для многих норма (это уже с Москвой можно сравнивать). Три часа в день на только на дорогу - как-то долго получается.


Так что то что применимо в Европе у нас вот так вот просто не получится. А при цене велосипеда как полмашины (если считать девятку машиной, например) шансов у велосипедов нет. Кстати, без идей, почему у нас они такие дорогие.


П.С. Я год жил во Флориде. И поскольку прав тогда ещё не было, катался на велосипеде. Так что что это такое очень даже знаю/понимаю.

Ну в Виннипеге очень много народу катается, при чем крулглый год, а там снег лежит тоже с ноября и по апрель =) так что климат это такое =)

(Deleted comment)
Макс,пиши, тема абсолютно моя, не комментирую потому, что согласна. Только что проводила занятие с подростками на семинаре перед конкурсом проектов "Экогород, экодом" на транспортную тему, тоже использовала свои фотки из Копенгагена, Мальме... не только велосипед, но, конечно, и ОТ, и совместимость разных видов транспорта и т.п.

Ну в России, Украине в электричке тоже можно возить велосипед)

Одно дело "можно" другое дело "удобно"

очень интересно. пиши ёщё. но такие простыни прячь под кат...

Про каты всё у меня в профиле написано

Велик на парковке без замка...

ЗАВИСТЬ!!!

Ну когда 2000 великов вот так стоит проблема краж не очень большая. Хотя у меня там украли велик пока я там был. Это происходит иногда.

"если всё подряд специальным цветом закрашивать то водители не обращают на это внимания"

Очень верное замечание, кстати. У нас рядом с Университетом нарисовали этих полос, и краски зеленой на них не жалели. При этом препятствия с полосы вроде шлагбаумов и высоких бордюров убрать поскупились.

Зеленые лампочки...

Идея просто офигенная! Нечто "подобное" есть в Питере в виде крупных цифровых табло - сколько секунд осталось. Кстати, во многих случаях нет проблем совместить зеленую волну для автомобилей и велосипедистов. Ориентироваться, скажем, на скорости 18 и 55.

Кстати, чтоб "менталитет" поменялся тоже есть простое решение: отметить мигалки для президента и прочих чиновников. Один раз постояв в общечеловеческих пробках они начнут думать как от пробок избавиться. И велосипедизация - реальный выход!

Re: Зеленые лампочки...

Не совсем. Что б народ массово пересел на велики, им нужно выделить довольно широкие велодорожки (мы же говорим о масштабах пассажиропотоков Москвы). А если так, то для них придется отрезать полосы у автодорог. Таким образом, хоть авто-поток и уменьшился бы, но и пропускная способность автодорог уменьшилась бы вместе с ним.

брат живёт и преподаёт в Голландии, про велики вообще рассказивает задушевно!
Первое помню что велики часто арабы тырят, ну и соответственно у них же за 5-10 евро можно купить новый велик...круговорот.
А вот в Сингапуре велосипеды запрещены!! О_о

При такой ситуации дорогими великами особо не попользуешься.

описано все просто замечательно. подписался, только одна просьба: убирай такие большие посты "под кат (cut)", а то у меня френд лента сейчас просто "поравана" этим постом)))

В профиле про это написано :)

Макс, ну кат же - такие посты разрывают френдленту, поэтому френдить страшновтао.

сначала кат, потом раскрутка!

Никаких катов. Сразу раскрутка, уже кстати вовсю происходит :)

Вот наверное воняют эти велогонщики, один другого ароматнее. Но им об этом никто не скажет - Это же Европа!

С чего это - воняют?

Главная проблема - не холод. Грязь на дороге. Зимой так вообще непонятно, что это там у меня под колесами, то снег, то лёд, то химия какая-то, котрую потом за три стирки с одежды не снять...

Нужны дорожки которые не на дорогах, тогда это не будет большой проблемой. Но всё-равно конечно лучше бы было чисто, грязь это отдельная проблема требующая изучения, уверен что с ней можно тоже справится.

Читаю регулярно ещё с времён про покер. Просто коменнтировать нечего т.к. некомпетентен в вопросах построения городов ))

Попросите Варламова себя зафрендить) С новым ЖЖ рейтингом это будет серьезная заявка на успех!
Плюс ваги комментарии в топовых темах ЖЖ приведут быстро повысят просматриваемость вашего журнала.

В Перми, например, погода, сравнимая с датской, наблюдается только с апреля по октябрь. В остальные 5 месяцев значительно холодней.
У нас, конечно, миллиарды велосипедистов летом, но что делать в остальное время?

Либо ездить на чем-нибудь другом либо продолжать ездить на велосипеде :). Велоинфраструктура не решает проблему климата и у неё нет задачи пересадить в себя всех жителей во все времена года и в любую погоду. У жителей должно быть много примерно одинаково удобных способов перемещатся по городу. В том же Копенгагене например кроме велосипедов есть отличная система автобусов, на них ехать дольше но всё-равно можно. Есть много такси, они дорогие но тоже норм. Сейчас строят метро. И конечно можно передвигаться и на автомобиле тоже.
В Гетеборге например есть прекрасная система трамваев которая заменяет метро. Задача велоинфраструктуры — дать возможность ездить по городу ещё вот таким способом, конечно она не для всех и не всегда подходит.

Увидел, зафрендил, буду читать теперь, спасибо Леониду Волкову

Добавлю по поводу климата - живу в Е-бурге, у нас всю неделю было -20..-25 (снега правда почти нет). Ехать гораздо приятней, чем идти пешком, в смысле теплей. Надо либо шапку на все лицо, либо шарфом обмотаться, и холод просто не заметен. По субъективным ощущениям - при -20 ехать приятней, чем при +20.

Где-то читал, что в результате советской власти в наших городах очень криво использовалась земля.
Среднее расстояние доезда до центра в 2-3 раза больше, чем в европе, при одном и том же количестве населения.
От этого большинство транспортных проблем.

Ну и про погоду с грязью правда... Особенно в Питере... Не представляю как можно приехать на работу на велосипеде в костюме...

Вот не сказал бы я, что в Европе города как-то уж принципиально компактнее, скорее, наоборот - этажность у них в среднем меньше, расстояния больше.

Макс, как только Вы научитесь ставить свои огромные посты под кат, у Вас тут же прибавится читателей. Я каждый раз нахожусь на грани, чтобы исключить Ваши посты из френдленты, которую Вы длинными постами рушите, и только тот факт, что они очень интересные, не дают мне это сделать ))

Вот вы вскользь упомянули «индикаторы зелёной волны». Интересно, что вы можете рассказать об электронной инфраструктуре города.

Для меня основная проблема - грязь и вонь. В автомобиле хотя бы чисто и фильтр угольный работает. Вторая - отсутствие камеры хранения для великов в подъезде, домой таскать категорически не согласен.

Ну и в промозглую погоду или там в - 10 и ниже мороза ездить на великах все равно будут только гики какая бы инфраструктура не имелась.

А нащот метро - было бы любопытно послушать что скажут попутчики человеку с Великом в час пик где нибудь в переходе между Пушкинской и Тверской :))

В Копенгагене в метро велики можно брать только вне часа пик. А фотка это эллектричка. Насчет камеры для хранения и вообще вопроса хранения — вот это да, реально важная и сложная задача. Причем сложно не столько само хранение сколько убедить людей что вероятность что велик украдут достаточно мала чтобы спокойно оставлять его на улице.

Посмотрел в Википедии климат Копенгагена. Удивительно, но несмотря на то, что Копенгаген, лишь немного южнее Москвы зимой там теплее не только, чем в Москве, но и теплее, чем, например, в Ставрополе. А средняя помесячная температура в течении года не опускается ниже нуля. (климат Копенгагена (55°41′13″ с. ш.), климат Москвы (55°45′20 с. ш.), климат Ставрополя (45°03′00″ с. ш.))

Для меня снег и грязь зимой являются, пожалуй, основными препядствиями к езде не велосипеде зимой. Интересно было бы почитать репортажи про города с климатом более приближенным к Московскому, со среднезимней температурой в -7 и снегом. Как там справляются с этими проблемами?

Климат теплее из-за гольфстрима. Всех пугает климат, на самом деле это не так важно. Это было бы очень важно еслибы стояла задача "пересадить" людей на велосипеды.
Нам же надо просто дать возможность и на велосипеде ездить, климат какой есть такой и есть, люди потом сами выберут что им удобнее.

?

Log in