maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Гётеборг — город трамваев. И об общественном транспорте в целом
maxkatz
Давайте дальше говорить о заблуждениях — теперь о транспорте. Вот как вы думаете, от чего зависит количество машин, ездящих в городе?

Многие считают, что количество машин в городе — вещь нерегулируемая. Люди покупают их ровно столько, сколько могут себе позволить финансово, и всё — вот и есть количество машин. И нужно как-то построить достаточно дорог, чтобы все эти машины уместить.
По мнению горожан, человека, купившего себе автомобиль, с этого момента в метро никак не заманить, он будет стоять в пробке хоть 4 часа, но в метро не пойдет уже никогда.

На самом деле всё не так работает :) Автомобиль — вещь не такая уж дорогая, как кажется: что-то ездящее можно купить за 3000$. По поводу доходов москвичей Мосгорстат почему-то приводит только то, что 78% жителей получают больше 12,000 рублей в месяц, много выводов из этого не сделаешь. Однако все равно очевидно, что автомобиль могут позволить себе намного больше текущих 30% жителей. В европейских городах, вполне сравнимых с Москвой по уровню доходов населения, автомобилизация 500-600 машин на 1000 человек, в итоге будет и у нас так.

Но далеко не все, кто владеют автомобилем, ездят с этого момента только на нём. Выбор способа поездки - это примерно такая же потребительская история, как и всё остальное, — человек смотрит на несколько параметров, главные из которых: скорость перемещения, цена и комфорт. И как ему "выгоднее", так он и едет. Способы разные есть — можно пойти пешком, поехать на велосипеде, на транспорте, на машине.

Как сообщает нам министерство транспорта Лондона, столкнувшееся с проблемами пробок еще в 50-х годах, автомобилисты потребляют несравнимо больше площади, чем те, кто ездит на транспорте



Поэтому для борьбы с пробками надо как-то делать так, чтобы люди использовали более эффективные виды транспорта, а не хаммер огроменный, в котором один человек едет. На эту всю историю надо как-то пытаться влиять.

Мэрия может предпринимать разные шаги. Например, если сделать парковку в центре бесплатной, да еще и увеличить количество парковочных мест, то это будет резкий плюс к количеству тех, кто выберет автомобиль — соответственно, будет больше пробок. А если сделать парковку в центре адекватно платной (например, по цене 100 рублей в час, 500 рублей в день, 1500 рублей в неделю, 3500 рублей в месяц), то многие оставят автомобили дома и поедут на метро.

Но главное — делать общественный транспорт более быстрым, более комфортным и вообще более лучшим :). Также надо, чтобы была велоинфраструктура, но об этом мы уже говорили.

На этом месте слушатель обычно начинает довольно агрессивно рассказывать какую-нибудь историю типа "а я вот знаю дядю Семёна, он уже 15 лет машину водит! Он каждый день в 5 мест ездит! Он никогда не пересядет на метро!". Или там "вот у меня знакомый ездит каждый день из Бутово на Рижскую, он что, на велосипеде ездить будет?"

Эти все беспокойства исходят из богатой истории всякого самодурства у власти. Люди как будто считают, что завтра будет принято решение всех "пересадить" с автомобиля на велосипед. Конечно же этого не будет, никто никого никуда не будет пересаживать. Нужно построить хорошую инфраструктуру, и тогда часть людей, не дядя Семён, а другие люди, которым не так важен автомобиль, выберут другие виды транспорта, и пробок станет меньше.

Для этого нужно делать более удобными перемещения без автомобиля, и это не только метро. Привлекательнее всего для людей трамваи. Вот, например, система трамваев в Гётеборге:




Вагоны достаточно простые, никаких, конечно же, турникетов




Трамвайные пути огорожены забором от автомобилей, имеют приоритет на светофорах, все остановки тоже огорожены — люди не выходят в поток машин, трамваи ходят быстро





Если вы автомобилист, то представьте, что вы могли бы пройти 300 метров от подъезда, сесть в такой трамвай, проехать 30 минут вместо часа на машине, потом пройти 500 метров и оказаться на работе. Вы бы рассмотрели всерьез вариант оставить автомобиль для поездок только в магазин и на выходных?





Улицы, где есть трамвай, организованы так, что трамвай там безусловно главный. Все им и пользуются, пробок в городе очень мало, так как автомобиль не главное средство передвижения




Старый трамвай это не проблема, это даже очень мило. Вибрацию создают совсем не модели трамваев, а рельсы — в Праге ходят точно такие же трамваи, как в Москве, и они совершенно бесшумны





У нас часто трамвай закапывают и вместо него запускают автобус, это огромная ошибка — автобус менее привлекателен для пассажиров (исследования в апреле покажу), и ему намного сложнее сделать выделенную полосу. Трамвай — один из инструментов сделать перемещение на эффективных видах транспорта более привлекательным для горожан. Еще бы велоинфраструктуру в спальных районах и хорошую пешеходную инфраструктуру там же и в центре, и по пробкам был бы нанесён удар.

Но пока двигаемся в другом направлении :(


Разрешенная парковка на тротуаре около Центрального Телеграфа






Гётеборг - город MDM.

бывший. сейчас там мдм, кроме транквиллов, никто не играет.

Методика сравнения некорректна - трамвайные пути требуют землеотвода. Если аналогичные площади отвести на дополнительную полосу для автомобилей, то за сутки этой площадью воспользуется на автомобилях возможно даже бОльшее число людей.

Автомобилю, кроме того, что он воспользуется дополнительной полосой, надо еще быть припаркованным в пункте назначения и в пункте откуда он выехал. Это требует огромных площадей, которых в городах либо нет либо по городу становится невозможно перемещатся пешком и на других видах транспорта.
А если мы забираем полосу у автомобилей и размещаем там хороший трамвай — автомобилей становится меньше, так как ездить на них менее привлекательно стало (дольше), они начинают занимать в два раза меньше площади для парковки (только дома стоят), а то и вообще их не покупают.

Хм... В Киеве даже еще хуже дела...
Вот, гляньте - может, Вам будет интересны некоторые мысли
(в частности и по поводу трамваев - с середины)...
http://www.youtube.com/watch?v=PWSEe4YAr3k

Интересное видео

Какие очаровательные трамваи! :)

Лёгкое метро, еще более альтернативная альтернатива.
Огромная просьба убирать под кат большие постинги, спасибо.

Это почти тоже самое.
Про каты в профиле написано и пост целый есть :) http://maxkatz.livejournal.com/60873.html

у меня есть автомобиль. но я езжу на нем только в выходные в торговый центр.
когда я только купил его, я сперва ездил на работу каждый день, но ездить по пробкам мне скоро надоело. проще на маршрутке доехать, и голова не болит где его парковать.

Трамвай - обалденный вид транспорта для города, самый уютный, мой любимый. Автобусы - фу, фу, вонючки неповоротливые )

Как ни странно даже если автобус очень-очень хороший, как например в Лас Вегасе (http://maxkatz.livejournal.com/46240.html), люди всё-равно предпочитают трамвай. На этот счет есть несколько интересных исследований, в Апреле когда буду у Вукана Вучека их найду и опубликую тут

Да, жил полгода в Праге, меня до сих пор удивляет, почему там даже старинные трамваи такие тихие и ходят по расписанию минута в минуту, а в Москве новые трамваи гремят как куча хлама. В Праге передвигался преимущественно на наземном транспорте. Если ехать из окраины в центр получается минут на 10-15 дольше, чем на метро, зато ехать приятно, виды красивые, и доезжаешь почти прям до нужного места. Еще огромный плюс, что есть ночные маршруты. Ходят редко, но по расписанию, и ходят! Нет проблем сесть на трамвай в 2-3 ночи и поехать в какой-нибудь клуб в центр, а через пару часов уйти и поехать домой.

+100500 был в Праге, трамваи там просто отличные

Российская власть - федеральная и региональная, не ездит ни в общественном транспорте, ни по пробкам на личном авто. Ездят все с мигалками. Им очень сложно объяснить такие расклады

Ну с мигалками конечно ездят далеко не все, а только самая верхушка. На таком уровне решения принимают те, кто ездят без мигалки. А вообще да, это скорее всего одна из причин дерьмовых автобусов и не удобной городской среды, ну вот надо как-то им рассказывать значит :)

Нужно построить хорошую инфраструктуру, и тогда часть людей, не дядя Семён, а другие люди, которым не так важен автомобиль, выберут другие виды транспорта

То есть, грубо говоря, системно решить задачу: общественный транспорт будет соблюдать интервалы движения. Плюс-минус 10-20 секунд к графику, как я это видел в Вильнюсе. Причем максимальный интервал - 12 минут. Я правильно понимаю идею?

В том числе и это, да. Но для этого необходимы полностью выделеные полосы, понятно ведь что когда транспорт стоит в общих пробках ни о каком соблюдении интервалов речи идти не может

Транспортные приоритеты российской власти

Для федеральных властей главным видом транспорта является, увы, трубопроводный. Сколько-нибудь осмысленной политики в отношении городского транспорта - не наблюдается ни на одном уровне власти (за редкими исключениями).

Re: Транспортные приоритеты российской власти

Трубопроводный транспорт безусловно очень важен, не знаю к чему вы тут про него :).

Кстати там прямо по колее еще и автобусы ходят. Трамвай круглосуточный и маршруты достигают далеких пригородов. Справедливости ради по центру лучше всего пешком ходить, трамваем дольше получается.

Максим, спасибо большое за Ваши рассказы и за грамотные идеи :-) У нас в Питере тоже очень не хватает и трамваев (которые из центра убирают, к сожалению), и велоинфраструктуры (есть какие-то планы развития, но чёрт вего знает - сделают или нет, а если и сделают, то году к 2020, для следующего поколения то есть))).

Читая этот Ваш пост, я подумала следующее. Вы пишете:
Если вы автомобилист, то представьте, что вы могли бы пройти 300 метров от подъезда, сесть в такой трамвай, проехать 30 минут вместо часа на машине, потом пройти 500 метров и оказаться на работе.
Тем не менее, если ходят трамваи и город свободен - почему не поехать на машине? Ведь на машине будет тогда не час, а даже меньше 30 минут (учитывая отсутствие остановок и объездные пути). Поэтому при прочих равных я бы предпочла машину :-)

Вообще получается какой-то дурацкий замкнутый круг: пустили трамваи - город освободился - поехали автомобилисты - город наполнился, и т.д.
Наверное, тут вопрос не только в трамваях, а ещё всё-таки в гражданском сознании, или в стоимости поездки на машине (например, въезда в центр, или дороговизне бензина против дешевизны проездного). Как эти вопросы решаются в Европе?

Надеюсь, понятно объяснила))

PS Если бы Вы баллотировались у нас в Питере в МО "Светлановский" - голосовала бы только за Вас!)))

Гражданское сознание точно не причем, к этому не стоит вообще никогда аппелировать :)

А вообще да, всегда будет находится баланс. Если не вводить экономические ограничения, то пробок будет всегда примерно одинаковое количество — ровно столько, сколько людей в среднем устраивает стоять в пробке. Если построить хороший трамвай на него пересядет часть автомобилистов, но часть пользователей ОТ пересядет на машины так как в городе стало свободнее.
Без экономических мер которые делают поездку на автомобиле менее привлекательной машин меньше в городе не будет. Но будут альтернативные удобные способы ездить по нему :)

В Бостоне примерно также все организовано. Там метро-трам. На периферии ходят трамваи по поверхности по таким же огороженным "полосам", а ближе к центру уходят под землю.
Я там ездил только на этом виде транспорта, на машине в центр соваться даже и не думал.
Сейчас думаю - почему?

Причины 2:
- Потому что в их T (метро-трам там буквой T называется) не надо вбиваться. Там не надо ехать как селедка в бочке. Да, надо постоять. Но не приплюснутым. В итоге нет психологического дискомфорта от нарушения личного пространства
- Потому что паркинг платный в городе, и наказание за нарушение правил парковки НЕОТВРАТИМО. Они там вылезают из-под земли откуда-то. Так вроде полиции не видно, но стоит нафакапить с паркингом, тут же откуда-то берется тикет.

У нас в Москве даже если общественный транспорт по пути я на нем не поеду. Потому что у нас все наоборот. Влезть в общественный транспорт невозможно, уж лучше в пробке потошнить. А за нарушение правил парковки совершенно смешные штрафы. Детский сад. Увеличить вдвое парк общественного транспорта, и сделать штраф за парковку в неправильном месте не менее 6000руб. И подрядить кучу людей тикеты развешивать(я думаю найдется маааасса желающих). И все.

И еще там есть рецепт от дебилов, которые паркуют машины занимая 2 и более места. Занял более 1го места - плати за все. А если не заплатил - штраф за каждое лишнее занятое пару сотен грина.

И вдогонку - если штраф не заплатил за 3 месяца он удваивается. Так в Германии насколько я знаю.
Еще 3 месяца не заплатил опять удваивается. Геометрическая прогрессия. А не пени вонючие как у нас по 3 копеечки. А три-четыре раза он так увеличился и не оплачен - в тюрьму извольте присесть.

И глядишь, через лет 10 все попритрутся, привыкнут и будут у нас тоже все культурные.
Не потому что рождены с особых кровей, а потому что по-другому очень сильно невыгодно.

мне понравились трамвай в Дюссельдорфе. Удобные, часто ходят и довольно быстро.
Мой брат, который там живет, машиной дейтсвительно пользуется редко, так везде на трамвае или метро. Говорит, быстро и удобно.

Да, в Волгограде скоростной трамвай при вытянутости города вдоль реки просто спасение

В Волгограде другое - там, кажется, денег на вагоны метро не хватило, поэтому пустили трам.
Хотя это чистейшее метро

да, это так. Сам, имея 5 машин, прекрасно на работу езжу на метро.
Но если честно, абсолютно другую - "американскую" - концепцию устройства городов по принципу "1 дом - 1 семья" считаю не менее жизнеспособной, пусть она и получается излишне автомобильно-ориентированной

Просто под это надо строить другой город.

В Риге проблему пробок и привлекательности общественного транспорта решают выделяя отдельную полосу для общественного транспорта. В итоге общественный транспорт стал гораздо быстрее.

Самое удивительное, что все эти азы всем известны, кроме самого Департамента транспорта Москвы!!!
Трамвайные маршруты убирают, а о такой вещи как пешеходно-трамвайная улица и не слышали. Зато устроили пешеходный Арбат длиной в Экватор, тем самым выключив его из ежедневной жизни, и превратили его в "гетто выходного дня".
У меня есть теория, что наши официальные лица уважают только экстремистские меры. Либо всем автомобили, эстакады и паркинги с ракушками во дворах, либо пешеходная улица, которую пешком не одолеть. Либо куча микрорынков в переходах метро, либо лозунг "никакой уличной торговли" и запрет на ларьки.

Пешеходная улица обычно как раз не выключает район из обычной жизни а очень его оживляет. Как с арбатом в этом смысле не знаю, не изучал
По поводу экстремизма — да, есть такое.

Интересный пост!
Тоже отмечал для себя, что на трамвае приятнее ездить, наверное потому что не видишь потока машин вокруг автобуса, и пробок меньше.
Правда, в них зимой очень холодно.

Почему результаты исследований только в апреле будут? :)

Потому что я в Апреле поеду в Филадельфию к Вукану Вучеку, и там у него наверняка есть крутая библиотека с разными исследованиями :)

И у нас в Запорожье выпилили трамвай из центра города, чтобы сделать еще одну полосу для автомобилей.
(((

А есть ещё фото из того трамвая? Девушка волшебная сидит...

и парень интересный! задумался о чем-то )

В Гетеборге очень хитро организовано движение в историческом центре:
территория разбита на квадраты, и между квадратами машины проехать не могут - только выехав за пределы центра. При этом трамваи проложены по сторонам этих квадратов, и, соответственно, не пересекаются с автомобильным потоком.
При этом, прд центром проходит автомобильный туннель, в который спрятан хайвэй.

А в чём хитрость? По-моему всё очень рационально.

мне ооочень нравится ваш журнал!

в том числе и эта статья, очень хорошо написана. я, правда, не совсем представляю, как это применимо в обозримом будущем в Киеве, например. у нас (уже после кризиса поменьше, правда, но все же) автобум и обладание автомобилем у многих это "пунктик" и приличная часть жизненных интересов, который многие уделяют временные, моральные и денежные вливания. :-)

Это пройдет со временем. Это такой сдвиг в "потребительской" модели, люди готовы платить больше, ехать дольше но зато на автомобиле. Судя по тому что мне Ян Гейл рассказывал так во всех бывших соц-странах происходило, у нас тоже. У нас вот сейчас у большинства людей проходит эта история, многие владельцы машин на метро на работу ездят :)

?

Log in