maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Городские пространства
maxkatz
Есть приятные места в городе, в которых хочется проводить время, сидеть в задумчивости, читать книгу и возвращаться к ним снова и снова.





А есть такие, которые хочется побыстрее пройти мимо. И посещать их испытываешь желание только по какой-то надобности или если больше идти некуда






О механизмах принятия решений, которые приводят к тому, что получаются вторые места, а не первые, вы можете почитать в постах про муниципальное собрание. Сегодня поговорим о том, что влияет на ощущения человека от городской площади или улицы.

12 факторов удобства городского места

Этот концепт придумали в Gehl Architect. Есть три группы факторов.

Безопасность и защита

1. Защищено ли место от автомобилей, или надо постоянно смотреть вокруг, чтобы не попасть под машину?
2. Безопасность в плане преступлений — много ли людей на улице (ведь чем больше - тем безопасней)? Хорошее ли освещение?  Активна ли жизнь вокруг этого места?
3.Защита от неприятных погодных условий — есть куда спрятаться от дождя? Ветрено ли? Есть ли защита от солнца и наоборот солнечные места?

Комфорт

4. Удобство ходить — достаточно ли места? Фасады активные или глухие? Не надо ли обходить объекты? Хорошее ли покрытие?
5. Удобство стоять — есть ли на что облокотиться? Есть ли на что остановиться посмотреть?
6. Места отдыха — есть ли зоны где можно посидеть? Хороший ли вид? В тени они или на солнце? Скамейки? Уличные кафе?
7. Визуальное восприятие — видно ли происходящее вокруг? Есть ли хороший пейзаж, вид на воду или еще какой-то приятный вид? Хорошее ли освещение?
8. Возможность общаться — тихое или шумное место? Городская мебель расположена удобно для того, чтобы можно было поговорить?
9. Возможность играть и развлекаться — есть ли чем заняться? Пробежка? Уличные тренажеры? Спортивные сооружения?

Удовольствие от места

10. Масштаб — здания и объекты соразмерны человеческому восприятию или вокруг стоят огромные небоскребы и давящие монументы?
11. Погода — есть ли где охладиться в жаркий день и согреться в холодный?
12. Позитивное восприятие места — хороший дизайн и внимание к деталям, хорошие материалы, деревья, цветы, вода.


Чем больше из этих пунктов выполняется — тем приятнее в этом месте проводить время. Например, на первой фотке всё идеально, такое место будет очень популярным



Машин нет, очень безопасное, так как всё вокруг отлично видно и присутствует куча людей, деревья защищают от солнца (дождей и холода там не бывает), ходить удобно, лавочек куча, выглядит всё отлично, внимание к деталям высокое, материалы очень хорошие (деревянно-чугунные скамейки, натуральный камень...), фонарей много, фонтанчики с водой есть. Не хватает только какого-то места для активного отдыха, так что тут 11/12, но, возможно, оно тут и не особо нужно.
При этом это Сантьяго-де-Куба, очень бедный город в бедной стране.


А вот территория вокруг станции метро Щукинская. Только не надо сразу про "сравнение", я не сравниваю Щукино с Кубой, я просто демонстрирую, как работают 12 критериев на этих примерах. Так вот



Машины ездят прямо по тротуарам, место довольно безопасно и светлое по вечерам, никаких укрытий от ветра, который поднимается из-за огромного небоскреба, стоящего рядом, — безопасность 1/3.
Проходы узкие, так как мешают машины, стоять негде, облокотиться не на что и поэтому люди просто стоят. Сидеть можно только на мраморной стенке у входа в метро (где многие и сидят), лавочек нет, стульев кафе на улице нет, визуально всё выглядит очень плохо, кругом очень шумно от дороги и автобусов — комфорт 0/6.
Нет никаких возможностей что-либо делать на площади, кроме как пробежать в метро между припаркованными машинами. Стоят рекламные конструкции и дома рядом огромного размера — масштаб нарушен, материалы дерьмовые (кроме мрамора вокруг метро) — удовольствие 0/3.
Итого 1/12

Точно также можно оценивать и улицы, а не площади. Вот, например, Нью-Йорк



От машин далеко, людей вокруг много, тенек есть — безопасность 3/3.
Идти можно свободно (чуть правее есть еще тротуар), сидеть много где можно, облокотиться можно на горшки, всё очень симпатично выглядит, кругом шумно, как и везде в Нью-Йорке, развлекаться негде — комфорт 4/6
Масштаб хороший, тень и солнышко легко можно найти, материалы качественные, цветы и деревья крутые, выглядит всё отлично — удовольствие 3/3
Итого — 10/12


Кёльн



От машин далеко, людей много, место просматривается, деревья защищают от солнца и ветра — 3/3
Идти очень удобно, фасады активные, облокотится есть на что (там колонны), лавочки в изобилии, визуально всё круто, вокруг достаточно тихо, развлекаться негде, но вообще-то тут и не надо. 5/6
Масштаб человеческий, есть где укрыться от жары и дождя, дизайн и материалы очень хорошие — 3/3
Итого — 11/12

Москва



От машин защищено, опасно — людей мало и ничего вокруг нет, никакой защиты от погоды — безопасность 1/3
Ходить удобно, стоять неудобно, присесть вообще негде, кроме как, может быть, на заборчик, просматривается всё вокруг хорошо, общаться невозможно, так как негде сидеть и шумно вокруг, заняться нечем. Комфорт 2/6
Масштаб не человеческий — расстояния огромные, идти далеко и не интересно. В жаркий день будешь печься на солнце, в дождливый мокнуть, а в холодный мёрзнуть, дизайн ужасный, материалы дерьмовые. 0/3
Итого: 3/12


Вот примерно так всё это и работает :) Есть вещи, которые исправить у нас очень просто, — например, легко сделать возможность посидеть в городе. Но вы же помните в чем проблема? :)



К нам тут в Щукино прислали 41 миллион рублей дополнительных денег на благоустройство района и предложили муниципальным депутатам за два дня (!) сообщить, куда следует направить эти деньги.
Я предложил 9-11 миллионов потратить на закупку и установку чугунно-деревянных лавочек и урн на улицах района — всего 550 штук. На каждой улице района, если это сделать, будет стоять лавочка через каждые 100 метров.
Управские депутаты, скорее всего, предложат еще в каком-нибудь дворе переложить асфальт :) Посмотрим что выйдет, собрание в четверг.





Оглавление журнала




Да будет ни пройти ни проехать, сплошные пробки! Городу нужно больше дорог, лавочки тут не помогут. Будут на них только бомжи спать.

Edited at 2012-06-11 12:07 pm (UTC)

Нужна оптимизация движения, а не дороги. Больше дорог – больше машин будет, потому как появляются большие привилегии у автолюбителей. Надо дать такиже как мнимум привилегии для общественного транспорта, который легче оптимизировать и управлять, нежели потоки частного автотранспорта.
И кроме бомжей есть большая группа людей, которые готовы сидеть на лавочках. Только условий нет. А, когда они будут, то в них растворится этот мизерный процент бомжей. Ну и лавочки есть специальные. На них невозможно лежать.

Edited at 2012-06-11 12:14 pm (UTC)

Ну хоть Каца не арестовали.

Это ещё могут сделать

За слова  «Вы же помните, в чём проблема».

Безусловно такие места должны быть ,однако...на 1 картинке очень много лавочек ,к тому же зеленого цвета...Очень бросается в глаза,тесно.Пустое пространство ,как площадь 3 картинке располагает уйти от туда как можно быстрее,впрочем как и на 4. ИМХО конечно.

3 и 4 картинки как раз и приведены в качестве примеров плохой организации.

(Deleted comment)
А чем они обосновывают желание класть асфальт? Обращениями жителей?
Значит, и тебе стоит запастись письменными обращениями жителей по поводу лавочек.

А может потратить не на лавочки, а например на обустройство как то отдельно взятого двора и главное проконтролировать расход. Это будет такое райское показательное местечко, призвать на помощь дизайнеров и вперед, а потом глядишь на примере этого захочется и другие дворы так же сделать. Ведь судя по всему с Лавандосами проблем нет. ;o)

Дворы должны обустраивать собственники домов.

Неосвоенные опен спейсы это вообще проблема наша российская, я считаю.

Соседи по планете того же мнения и были бы не прочь оттяпать себе по кусочку Сибири, например.

Обнаружил на всех фото лишь две урны. Куда мне например в этих приятных местах кидать пустые пивные банки, если я не читаю временно книги.

Там употребление алкоголя в публичных местах не разрешено.

На чугунных лавочках пилить трудно. Но если благодаря Максу жители задолбают этих одобрямсов повышенным вниманием и любовью, то, думаю, они все-таки выделят деньжат на лавочки - лишь бы отстали и дали спокойно допиливать на асфальте.

Скорее ОМОН-овец пришлют.

В больших пустых городских пространствах есть один плюс - там можно с друзьями бегать, развлекаться, демонстрировать друг другу мерчандайз из сериалов и снимать всякое странное кино - и никто не посмотрит на тебя, как на сбежавшего из Кащенко. Если везде много народу - приходится либо бросать такие идеи на стадии задумки, либо тесниться у кого-нибудь в комнате, когда никого нет дома. Печалька...

Этот человек, кстати, проебал 10 000€ на нынешнем ЧЕ 2012 по футболу.
Имейте в виду!

Я?! Первый раз об этом слышу. Никогда в жизни не делал ставок на спорт.

Ты решил мешать про власть и про города в одном посте?

Пост и методика хорошие.

Побольше ещё подобных простых способов, чтобы даже последний едрос муниципальный депутат понял.

(Deleted comment)
Ну вот — первый забаненый за коммент про кат :(

Предпоследняя фото прекрасна.

1) Запретить раз и навсегда раскрашивать всю Москву в ядовитую желто-зеленую полоску.
2) Ликвидировать повсеместные могильные оградки на газонах.

Напишите письмо такого-же содержания в мэрию плз

Последняя фотка — просто отлично!
Оч тонко и смешно (если бы не так грустно).

вездесущий совок!


Неправда. У нас много очень красивых улиц, из которых можно сделать туристическую конфетку на мировом уровне.

Макс,кстати в отношении площади Антонио Масео в Сантьяго (фото с большими шампурами и мужиком на коне)
место там и правда не располагает к посещению однако людей много. К примеру за тобой большая лужайка и там любят просто сидеть на газоне. А на самой площади которая на фото дети запускают самодельных воздушных змеев (у меня есть много фото) . В целом же место и правда говно, оно мне напомнило по ощущениям наш Парк Победы на Кутузе. Ветер, пусто, огромные площади и никому не нужные убогие монументы. Но в Сантьяго как и других маленьких кубинских городах полно мест где приятно посидеть в любое время. Защитой от дождя там выступает проектировка зданий.

(Deleted comment)

Re: А у нас так:

О, круто — не знал. Надо заняться

(Deleted comment)
Все очень субъективно. Много людей считается плюсом, а это - минус, если они залезают в твое личное пространство. В частности, на фото Нью-Йорк люди, идущие по проходу, залезают в личное пространство тех, кто сидит за столиками. Не знаю, может быть, для американцев "личная зона" меньше, а мне было бы некомфортно сидеть за столиком и есть. когда в полуметре постоянно ходят.
На фото Кельн с моей точки зрения неудачно стоят скамейки: взгляд упирается или в проезжую часть, или в идущих по улице пешеходов. Возможно, неслучайно на этих скамейках - ни души.
Кстати, практически всем вашим критериям в Москве соответствует бОльшая часть Бульварного кольца. Отдельно от машин, много лавочек, хорошая тень, довольно много интересных объектов, много людей, недавящая приятная архитектура.

Личное пространство начинается ближе 70 см к телу (я так понимаю это длина вытянутой руки примерное), 30 см - зона опасности.

Если присмотреться, то растояние в Нью-Йоркском бульваре от сидящих до гуляющих около метра, плюс всегда можно отодвинуть стул от прохода.

Безопасность и защита

2. "чем больше - тем безопасней"
Это не так. Для разных людей и разных случаев существует разная приемлемая и комфортная плотность.
Это хорошо видно на второй фотографии. Люди не сбились в кучу. Напротив, между компаниями есть ощутимый интервал.
Проводилось исследование, что в большинстве случаев людям комфортно расстояние, при котором можно окликнуть незнакомого соседа не переходя на очень громкий крик. Или привлечь иначе его внимание умеренным жестом. Но не ближе этого, если есть возможность.

В остальном всё верно.

Edited at 2012-06-11 01:15 pm (UTC)

Re: Безопасность и защита

понятно что "больше" - не до состояния толпы
речь о том, что оживленные участки безопасней пустынных

Как мне нравится то место с деревянным помостом и камнями!
Обожаю дерево и камни. И ведь несложно же.

Поддерживаю, мне тоже та фотография больше всех зацепила)

Кельн - прям Тверская до Лужкова

На асфальте проще всего деньги пилить наверное.

еще бы. с обоих краев дороги по 15 см. урезал - себе коттеджик построил

Всегда сложно найти место для уединения,везде мы

Не пойму - зачем сидеть на тротуаре на последней московской фотке? По строению улицы эта "активити" для дворовой территории. Это типичный тротуар в спальном районе, который выполняет одну фукцию - перемещение жителей от метро до дома.

У метро Щукино я бы тоже не стал задерживаться, там поток из метро и автостанция. Т.е. люли движутся, а не зависают на одном месте.

Мне кажется, что г-ну депутату надо поставить себя на место "обычного жителя Щукино", который работает где то и приезжает домой спать, а не тусить у метро.

Так в том-то и дело, что в нормальных городах тротуар не выполняет одну функцию. А если выполняет то он опасный, противных и ходить по нему не хочеться. Об этом типа весь пост, что на улицах много всего разного происходить должно :)

Депутат не будет ставить себя на место "обычного жителя", если бы ставил его бы никогда не избрали :). Чем больше разной жизни кипит на улице тем приятнее по ней ходить, тем дольше человек готов по ней идти и тем безопаснее там ходить. Обычный житель может идти из дома до метро, по пустой улице где никого и ничего нет это делать намного менее приятно чем например по Камергерскому переулку или по такой улице как в Кельне или Нью-Йорке

На Щукинской и без кафе тесно

Представляю себе кусочек Нью-Йорка, перенесенный к метро Щукинская. Восемь месяцев в году снег-дождь-град-буран-пылевые бури. Двенадцать месяцев - бомжи, гопники, злющие пенсионеры, неуправляемые подростки. Все торопятся на метро, у всех срочные дела. Только один господин депутат сидит в кафе, цветочки нюхает, все об него спотыкаются. Не все районы предназначены для красоты, некоторые - пересадочные станции - с метро на автобус или на машину и быстрей-быстрей в свою норку. В парижских предместьях полно таких пересадочных узлов, без всяких скамеечек и других препятствий для пассажира, в Нью-Йорке, думаю, тем более.

Re: На Щукинской и без кафе тесно

С таким подходом вы будете жить в дерьме всю жизнь. Ваше право, можете даже пропогандировать жизнь в дерьме (как вы делаете тут), у нас свобода слова :)

:) twi4444 Expand
?

Log in