maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Трамваи в Европе
maxkatz

Первое, что бросается в глаза в первых трех городах экспедиции (Берлине, Мюнхене и особенно Цюрихе) это огромные разветвленные трамвайные сети, с выделенными линиями, специальными трамвайными светофорами, крутейшими пересадочными пунктами и т.д.



В Мюнхене и Берлине трамвай штука вспомогательная, и основная часть людей перемещается на метро и на электричках, пересекающих весь город (ведь города достаточно большие), в Цюрихе же вообще нет метро — граждане в 60-х отклонили на референдуме проект строительства метро, а также проект закапывания трамвая под землю и сказали, что желают ездить, наблюдая в окно Цюрихское озеро и Альпы, а не тоннель.




Электрички это, кстати, отдельная интересная тема — в Москве они просто доезжают до вокзалов, высаживают там пассажиров, и те толпой бегут в метро. В Мюнхене и Берлине сделаны подземные тоннели и электрички просто пересекают город под землёй, останавливаясь на нескольких подземных пересадочных узлах, где они связаны с метро и трамваями.
В Москве давно есть план соединить электрички под центром города, но он требует большого количества исследований и проектировки, поэтому мэрия предпочитает не заморачиваться и тупо строить дороги, где подготовительный этап не так сложен.

Вообще очень много всего интересного можно рассказать об этих городах, чем мы и займемся на выставке и лекциях, когда вернемся в Москву, в поездке же я буду писать посты по разным темам, немного вырванным из контекста.

Так вот, про трамваи. Многие европейские города пострадали в 50-е и 60-е годы от одной из главных градостроительных ошибок — закатывания в асфальт трамвайных рельсов. Происходило это везде примерно по одной и той же схеме: уровень автомобилизации рос, машинам начинало не хватать места, и тут-то автомобилисты и замечали большие пространства в городе, используемые под непонятные железные драндулеты, ходящие раз в 5-10 минут.
Вот оно решение проблемы пробок! Просто убираешь металлический дребезжащий гроб на колёсах, делаешь там асфальт, запускаешь автобус и всё!

Прошло 40 лет и об этой проблеме подумали еще раз — проблема пробок не только не решилась, но и усугубилась. Что же произошло?

Произошла простейшая логическая ошибка — политики и градостроители перепутали задачу. Они стали пытаться увеличивать пропускную способность, измеряемую в транспортных средствах, а не в людях.
По трамвайной ветке, где ходит один трамвай раз в 5 минут, можно запустить 50 машин, казалось бы, аж в 50 раз увеличили пропускную способность! 
Но 50 машин перевозит за эти 5 минут ~75 человек и это предел, больше никак не проедут. Трамвай же, даже который раз в 5 минут ходит, может перевозить 200 человек, а еще трамвай можно запустить раз в 2,5 минуты и тогда он вообще сможет перевозить 400 человек.
И у этой системы еще есть резерв — трамвай может ходить и раз в полторы минуты, и быть в два раза длиннее (но тут ему понадобятся немного другие пути). В любом случае даже в простом виде трамвайные пути, занимающие по площади столько же места, сколько автодорога, пропускают в 5 раз больше людей. А в оптимизированном в 10 раз.

Поэтому когда мы выкапываем рельсы и делаем вместо них одну автомобильную полосу, то мы уменьшаем пропускную способность дороги в 5 раз. Пятиполосное шоссе вместо трамвая не воткнешь, поэтому города, где убирали трамваи, стали захлёбываться в пробках.

Некоторые города, такие, как западный Берлин, сейчас вынуждены строить заново трамвайную сеть, а это дорого и сложно, но необходимо для нормального функционирования города. Другие, как Цюрих, избежали ошибок и сейчас не испытывают проблем с пробками. Третие, в основном в США, стали пытаться удовлетворять потребности населения в перемещении с помощью строительства дорог, а не возвращения трамваев, и теперь там испортилась городская среда и по городу стало невозможно ходить пешком.

Давайте взглянем на несколько примеров. Вот, например, восточный Берлин



На границе восточного и западного Берлина рельсы просто обрываются, в нескольких местах это очень заметно. Когда-нибудь там установят памятник градостроительной глупости.

Понятное дело, что трамваи должны быть комфортными и не создавать адскую вибрацию, от которой трясётся люстра. Когда по строгинскому мосту проезжает трамвай, то грохот слышен по всему Щукино, но виноват в этом не трамвай, а плохие и старые рельсы. При хороших рельсах шумит в трамвае только почти бесшумный мотор и трущийся о провод пантограф. Если слышен шум движения колеса по рельсам это значит что колёса или рельсы находятся в ненадлежащем состоянии.

В Берлине рельсы хорошие, у меня прямо под окном гостиницы ходил трамвай в примерно 5 метрах от здания и совершенно не мешал



Трамвай намного дороже автобуса при закупке, однако это компенсируется тем, что его можно ремонтировать неограниченное количество раз. Например, вот этому трамваю 40 лет



Внутри он выглядит так



Раз в 7 лет вагон проходит капитальный ремонт, в Риме есть трамваи, которым 70 лет. Они от возраста становятся только милее.

Важнейшая вещь для трамвая — скорость его передвижения по городу. Если трамвай ездит со средней скоростью в 13 километров в час, стоит на остановках по 5 минут из-за турникетов и забит битком, то используют его только те, кто не может позволить себе автомобиль.
А вот если он ходит по отдельным путям, имеет приоритет на светофорах, быстро проезжает остановки и более-менее свободен — многие выберут его как основной способ перемещения по городу.

Берлинский трамвай внутри



Если город большой, то важной частью процесса становится так называемый "последний километр" (путь пешком от транспорта до дома или офиса), а также пересадочные пункты. О последнем километре мы еще поговорим, а сейчас о пересадках. Вот пример идеальной пересадки в Мюнхене




Выход из метро ведёт сразу же на бетонную площадку одного уровня, без бордюров, лестниц и оград, и на эту площадку заезжают автобусы и трамваи




От эскалатора до трамвая 5 метров пути без изменения уровня. Красота




На фотовыставке будут сравнения с пересадочными пунктами в Москве.

Трамвай ко всему прочему еще и очень дешев по сравнению с другими видами транспорта со схожей пропускной способностью. Километр самого навороченного, бесшумного и с травкой между рельсами скоростного трамвая стоит примерно в 8-10 раз дешевле километра метро.
А если брать какие-то мегапроекты типа бессмысленного Алабяно-Балтийского тоннеля, который обошелся в 63 миллиарда рублей, то на эти деньги вообще можно было построить ~100 километров линий самого дорогого скоростного трамвая, с полным шумоподавлением и т.д. Для сравнения, это треть всего Московского Метрополитена.

Но у нас трамвай запускаются и дряхлеют, превращается в транспорт для перевозки льготников и постепенно выкорчёвывается с улиц, а дорогущие тоннели, магистрали, развязки и хорды строятся и строятся. Будем надеяться, что нам понадобится не 40 лет, как европейцам, чтобы понять эту ошибку :)


Генеральный спонсор:




Генеральный информационный партнер экспедиции:




Отели для участников экспедиции:

Оглавление журнала




В Мюнхене классные трамваи)

А по мне так самые колоритные трамваи в Европе - в Лиссабьне
http://titlingur.livejournal.com/78818.html
и Будапеште
http://titlingur.livejournal.com/116115.html

Путешествую сейчас по Скандинавии. Поймал себя на мысли, что после очтения ваших постов, начинаю. Наблюдать за удобством городоской инфраструктуры и те ми же трамваями.

Респект Макс!
Нам по любому нужен электрический транспорт и это не метро, которое могут себе позволить только города миллионники

Вообще-то, российские города-миллионники не могут позволить себе строительство метрополитенов. Но если в Самаре это поняли и официально отказались от продолжения строительства, причем в пользу создания линий лёгкого рельсового транспорта (= "современный трамвай"), то власти Екатеринбурга рассуждают о необходимости второй линии ( "федерация нам поможет"), а власти Омска продолжают строить первую линию (из целых четырёх станций).

Общественный транспорт имеет один, но очень важный недостаток! Он едет не туда, куда надо тебе, а туда, куда надо ему!

В отличии от личного транспорта, который стоит в пробке.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
С удовольствием читаю вас, но нельзя ли убирать под кат?Спасибо заранее.

На такие вопросы Кац с удовольствием отвечает "НЕТ, НЕЛЬЗЯ" :)))

Если принять, что люди планирующие и строящие мегатоннели и развязки жить в России не планируют, сразу становится понятно, зачем их строят и почему выкорчевывают трамваи.


Я предлагаю сравнить размеры Москвы и европейских городков, да и вообще российские размеры. Тогда поймете, что Россия, как США, Канада и Австралия, должна быть заточена именно под личный автотранспорт.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Последние 10 лет в США возвращаются трамваи даже в таких автомобильных штатах как Техас (Даллас) и Калифорния (Л.А.)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ларьков нет, бомбил нет, всё близко, под крышей и без бордюров - приятный выход из метро. Я не против.

А хорошо ли, что бомбил нет? У нас сейчас можно взять недорогое такси в любом месте в любое время..А у них?

Трамвай - прекрасный транспорт, но у нас его строить не умеют, увы. Не далее как месяц назад недалеко от дома перекладывали рельсы, теперь каждое утро проходя мимо наблюдаю полуметровые волны на них. Печально. Кому интересно можно жалобы на это накатать? Наверняка ведь есть какие-то ГОСТы на укладку трамвайных путей, и я более чем уверен, что они здесь нарушены

У нас в рельсах температурный зазор больше оставляют. У нас может быть +40 до -25, а у них диапазон явно поменьше. Поэтому и шумит больше, вполне возможно, что и по другим причинам шумит. Сейчас меня профессиональные путеукладчики поправят.

замечательный пост, только вот часть фотографий не отображается

Максим, не могу вспомнить, вы еще не устраивали баттл трамвай-автобус?
Из упомянутого в посте плюса трамвая озвучена лишь возможность его неограниченного ремонта, что на мой вкус не очень сильный аргумент

Сейчас вам расскажут про экологию, забыв про потери электричества при передаче, и вред экологии при производстве тысяч тонн меди.

Осталось понять по каким ценам все это будет предлагаться. Мне в Европе не понравилось пользоваться общ. транспортом т.к. это очень дорого для меня. Сразу становится понятно почему столько велосипедов. :)

в европе выгодно ездить с пересадками, т.е. ты платишь не за проезд в данном конкретном автобусе, а за проезд и з точки А в точку Б, сколько бы видов транспорта и маршрутов в эту поездку ни входило. У нас же пересадки никто не любит

Про электрички и трамваи из Цюриха

Максим, не совсем правда про электрички. Из 8 веток в Москве имеют беспересадочный проезд 3. Плюс есть пересадочные узлы вроде площади трех вокзалов. Но еще круче, что раньше были еще и перемычки, которые зачем то разобрали (например в Царицыно Курского и Павелецкого направления).

Я хотел предложить мэрии построить на юге у платформы Битца паркинг перехватывающий. Мол так можно сесть у МКАД на юге в поезд и проехать Москву насквозь. Но скорость у электричек в Москве ужасная - проехать пол-МКАД даже утром будет быстрее.

А трамвайчики из Цюриха мало того, что там работают по 40 лет, они и после этого продаются. Такие бегают на Украине в Виннице. Именно эти.

Re: Про электрички и трамваи из Цюриха

Старинные швейцарские трамваи 50-х годов работают в КНДР и обслуживают специальную линию, построенную к Мавзолею товарища Ким Ир Сена))
Вот тут подробности, если интересно
http://titlingur.livejournal.com/6769.html
http://titlingur.livejournal.com/75744.html?thread=952800

Никто ж не спорит, что трамвай штука полезная. И метро в Москве сильно нехватает.
Только всё же не стоит путать тёплое с мягким. Алабяно-балтийский тоннель тоже нужен. Нужно связывать различные части города. Это в любом случае уменьшает количество пробок.

Что же касается Москвы, то здесь есть сквозные электрички. Не надо наговаривать:
Волоколамская, Тушинская, Войковская, Дмитровская, Рижская, Комсомольская, Курская, Площадь Ильича, Текстильщики, Царицыно - это всё остановки одного маршрута электрички, на которых в пределах нескольких сотен метров есть метро.
А ведь по пути есть ещё и такие остановки как Люблино, Калитники, Бутово и Гражданская - там нет метро поблизости. Для них электричка иногда выступает альтернативой метро. Почему иногда? Потому что в метро можно доехать до любой точки, где есть метро за одну и ту же сумму.

ИМХО только при наличии недорогих единых проездных (АТТ+метро+электричка) как минимум на месяц и сутки, можно сделать более привлекательным общественный транспорт в виде электричек. А вовсе не мифические тоннели под вокзалами.

ИМХО развивать трамваи нужно, но ещё нужнее развивать метро. Вывести его за МКАД и сделать хорошие пересадочные узлы без торговых центров, но с перехватывающими парковками.

Москвой Россия не ограничивается, есть сотни городов, где метро будет невыгодно для постройки либо уже построено в советское время и не приносит прибыли сейчас. Вот им было бы очень полезно развивать вместо этого трамвайную сеть

одна из серьезных проблем трамвайных хозяйств на постсоветском пространстве - нехватка ремонтной базы. при СССР многие города получали новые вагоны регулярно и смысла их ремонтировать не было - просто списывали через 8-10 лет, а то и меньше. да и самый распространенный тип вагонов - завода КТМ - не отличается прочностью, в отличие от чешских, его просто нет смысла ремонтировать много раз. с троллейбусами, кстати, та же история.

между прочим, правильно замечено, что ездят вагоны и по 70 лет - в Праге немало хорошо знакомых в постСССР чешских вагонов после модернизации. много более важна инфраструктура линий и графики движения - на хороших рельсах и старые, но отремонтированные вагоны ведут себя отлично.

в качестве примера на постсоветском пространстве стоит внимательно изучить опыт Винницы. город с 300 тыс с чем-то населением имеет лучшую в Украине трамвайную систему. а несколько лет назад они получили как раз поэтому в подарок из Цюриха более 100 вагонов 1950-1960-х годов в отличном состоянии. Сейчас идет строительство новой линии на окраине, к спальному массиву, также решено восстановить прямое движение к жд вокзалу - в 1970-х на волне антитрамвайной истерии линию перенесли в объезд по задворкам.

Я уже как-то в вашем уютном выражал восхищение мюнхенским MVG, лишь забыл упомянуть о том, мне кажется важном аспекте, что трамвай-метро-автобус это единая система. Разовая оплата поездки и выверенность маршрутов складываются в удобный и быстрый вид перемещения. Заработает ли система в случае разрозненной маршрутной схемы и оплаты (каковая к примеру сложилась в Красноярске, ввиду отсутствия управления транспортом), думаю, никто не скажет наверняка, и в этом есть большой минус прогнозирования.

Очень важное замечание. В Москве системы нет

интересно, а чем он лучше троллейбуса?
и как они делают капитальный ремонт/замену рельсов?

>>чем он лучше троллейбуса?
тем что двигается по выделенным путям, а не дорогам общего пользования. Хотя это отличие отчасти нивелируется выделенными полосами для ОТ, но в Европейских городах их не так много, на широких (2+2 это уже широко по их меркам) дорогах посередине часто встречается полоса с газоном и трамвайными путями

>>и как они делают капитальный ремонт/замену рельсов?
ночью

кроме адского шума - трамвай - источник пробок.
остановившийся на перекрестке трамвай - глухая пробка на ближайшие пару часов.
при пересечении трамвайных путей, скорость проезда перекрестка падает в 3-5 раз
ненавижу трамвай

>>при пересечении трамвайных путей, скорость проезда перекрестка падает в 3-5 раз
потому что в России не умеют либо не хотят нормально класть пути. посмотрите на картинки в посте - рельсы заподлицо с уровнем улицы. Шума там тоже нет, он образуется от херовой укладки рельс и износа катков трамвая.

>>остановившийся на перекрестке трамвай - глухая пробка на ближайшие пару часов.
Фура или пара столкнувшихся машин - тоже. Так что не показатель

Раз в комментах развелось столько трамвай-hate'ров, хотелось бы увидеть дополнительный пост-комментарий от Макса по поводу изложенных доводов.

В Европе хотели убрать трамваи и пустить автобус вместе с автомобилями, а вместо этого пустили только автомобили? Максим лукавит в расчетах пропускной способности.
На прошлой неделе пришлось выбраться в Мытищи. Прекрасно проехался на автобусе по выделенной полосе до ВДНХ. Ну и чем трамвай был бы лучше автобуса?

А что трамваи делают на перекрёстках? Всё равно же стоять приходится, так же как и в Щукино на пересечениях с поперечными улицами. От них никуда не денешься, только если эстакады для трамваев строить.

Для трамваев делают зеленую волну.

Трамваи фтопку. Крайне неуклюжий транспорт, создающий кучу пробок.
Ввиду того что у нас не умеют делать переезды трамвайный путей крайне снижается скорость движения.

В 21 веке загонять людей в противообщественный транспорт это смешно.
Преимущество должно быть у автомобилей.

тут еще климат надо учитывать.
зимой трамвай вряд ли удастся обогреть до состояния личного автомобиля или
даже метро. ну и средний объем зимнего москвича явно превышает таковой у зимнего берлинца.
поэтому с декабря по март будет плохо и с комфортом, и с вместимостью .

Эти бы слова и расчеты - Калининградским бы властям в уши(((
В Калининграде было около 10 трамвайных маршрутов. Сейчас почти все их извели, закатали в асфальт, убрали и т.п.
Город лишился не только дешевого экологичного, (пусть и небыстрого ) транспорта.
Город лишился своей неповторимой черты.
А уж пробки... пробки вполне столичные стали(((

вот неповторимая черта - это достойно..
а все остальное, извините, экономически не выгодно.
p.s. вы сами ответили на свой вопрос - "пусть и небыстрого".
а почитаете комментарии выше поймете, что и комфорта там не так уж и много.
p.p.s старайтесь смотреть на проблему глобально со всех сторон, а не только со стороны своих хотелок.. извините если грубо.

У мовенпика ещё мороженое вкусное.

Нет, наше российское вкуснее!

?

Log in