maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
КС троллейбуса
maxkatz
Сегодня будем говорить про троллейбус. Это единственный вопрос, по которому у Городских Проектов серьезные разногласия с текущим департаментом транспорта. Мы троллейбус любим, а департамент периодически хочет его изничтожить.
"Но троллейбус это же так неудобно!" - скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где... почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?

Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия. Мэрия вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.

А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе



В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

 


Чем же вообще троллейбус хорош?
  1. На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
  2. Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
  3. Он значительно тише автобуса


Москва сейчас является троллейбусной столицей мира. У нас 600 километров проводов, 104 маршрута и почти 1700 троллейбусов. Всё это хозяйство находится в плохом состоянии, раздражает горожан и создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов от того, что они считают странными конструкциями с рогами на дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной сети.

Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая автомобилистов.

В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка)



Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная, это легко можно реализовать.



Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах, всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас является главным аргументом против троллейбусов).

Вопрос о московской сети троллейбусов я задавал Вукану Вучику, когда он был в Москве, он ответил, что ликвидировать сеть будет огромным прыжком назад. На 2.54




В общем, троллейбус нужно развивать и реконструировать, а никак не ликвидировать. В первую очередь нужно заняться контактной сетью, ей сто лет уже никто не занимался. Городские Проекты при помощи дружественных экспертов подготовили по этому поводу письмо в департамент транспорта




Над постом и письмом работали:

Юрий Аралов,
Антон Буслов,
Максим Кац



Оглавление журнала


  • 1
Как быть с неправильно припаркованными машинами и просто авариями, которые троллейбусу не объехать? Авария на линии - пара километров стоящих троллейбусов, не дающих возможности остановки для остальных участников движения.
Вроде была речь про электроавтобусы исключительно на аккумуляторах. Что-нибудь слышно по этому направлению?
Кстати, в аргументах забыли упомянуть про бОльшую экологичность троллейбусов перед автобусами. Это, ИМХО, очень важно.

По-моему, троллейбус умеет проезжать десяток метров без контакта с проводами? Или нет?

Видимо, об этом не знают водители :) Да, мне тоже кажется, что аккумуляторов в троллейбусах хватает на небольшой путь. Но вот прямо вчера водитель сначала разговаривал с мужиками из столкнувшихся автомобилей, потом попросил припаркованную машину отъехать, потом искал дальнобоя, чтобы он отогнал фуру и долго с ним ругался. Чем закончилось - хз, я решил, что проще дойти ногами.
Водителю троллейбуса все эти переговоры и перестановки, видимо, проще, чем снять рога и объехать.

с горы только. и не десяток, а насколько длинный уклон + сколько инерции хватит

В Афинах ездят гибриды троллейбусов и автобусов. Есть провода - едет как троллейбус. Нет - автобус.

Я бы поставил на троллейбусы и трамваи таран для таких ситуаций

Мечты, мечты... :)
Тему троллейбусов надо раскрывать, исходя из реальности. Слишком много надо сделать, чтобы было, как в Цюрихе. Даже форсируемая проблема с неправильными парковками если и работает, то исключительно в рамках бульварного кольца. Около МАДИ, например, студенты как парковались прямо на тротуарах остановок, так и паркуются. А кроме автолюбителей-мудаков надо заменить тысячи механизмов, провести воспитательную работу ремонтникам, чтобы решали любую аварию в пределах получаса, обновить парк и т.д.
Даже такому закоренелому любителю наземного транспорта, как я, решение в виде замены троллейбусов на автобусы на проблемных участках кажется вполне приемлимым.

Edited at 2012-12-14 11:46 am (UTC)

Гордиев узел, ага.

И поправки в сто законов и кодексов не забудьте.

Вот-вот. Тоже такое желание возникает. Но безопасность... С трамваем проще. Можно между РШР шипов наставить...

Все новые троллейбусы в Мск имеют не менее 5 км автономного хода на аккумуляторных батареях.

Ок. Почему водители не пользуются этой фичей? Чуть выше я описал ситуацию, которую лично наблюдал вчера. Водителю троллейбуса просто хотелось общения? :)

Вообще-то еще в советское время в троллейбусах для этого были предусмотрены ходовые аккумуляторы. Объехать аварию позволяли точно, и как говорил знакомый водитель, теоретически можно было объехать пробку за пару кварталов, а практически - эти аккумуляторы никогда не ставились, ибо дефицит и дорого.

С неправильно припаркованными машинами - эвакуировать и нещадно штрафовать.

А вот с авариями надо дрючить ГАИ и страховые. Первых на тему, чтобы приезжали быстро и не менее быстро растаскивали (если там конечно не полный трэш), а вторых чтобы без лишнего базара и отмазок выплачивали страховку за несущественные повреждения, с которыми спокойно можно разъехаться через минуту после столкновения.

И то и другое делать надо независимо от наличия троллейбусов.

Edited at 2012-12-14 04:38 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account