maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
КС троллейбуса
maxkatz
Сегодня будем говорить про троллейбус. Это единственный вопрос, по которому у Городских Проектов серьезные разногласия с текущим департаментом транспорта. Мы троллейбус любим, а департамент периодически хочет его изничтожить.
"Но троллейбус это же так неудобно!" - скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где... почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?

Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия. Мэрия вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.

А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе



В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

 


Чем же вообще троллейбус хорош?
  1. На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
  2. Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
  3. Он значительно тише автобуса


Москва сейчас является троллейбусной столицей мира. У нас 600 километров проводов, 104 маршрута и почти 1700 троллейбусов. Всё это хозяйство находится в плохом состоянии, раздражает горожан и создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов от того, что они считают странными конструкциями с рогами на дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной сети.

Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая автомобилистов.

В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка)



Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная, это легко можно реализовать.



Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах, всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас является главным аргументом против троллейбусов).

Вопрос о московской сети троллейбусов я задавал Вукану Вучику, когда он был в Москве, он ответил, что ликвидировать сеть будет огромным прыжком назад. На 2.54




В общем, троллейбус нужно развивать и реконструировать, а никак не ликвидировать. В первую очередь нужно заняться контактной сетью, ей сто лет уже никто не занимался. Городские Проекты при помощи дружественных экспертов подготовили по этому поводу письмо в департамент транспорта




Над постом и письмом работали:

Юрий Аралов,
Антон Буслов,
Максим Кац



Оглавление журнала


  • 1
Максим, не проще ли сразу перейти на электробусы, чтобы раз и навсегда избавиться от искрящих на морозе контактных линиях?

Дорого очень

Да-да, возить огромную массу тяжелых металлов в аккумуляторах вместо пассажиров, + время заряда.

Спасибо. Насколько он дороже троллейбуса?

Раза в полтора, если не ошибаюсь.

Нет готовых технологий на сегодня для нашего климата.

В Новосибе уже закупили один такой недавно. Видимо не все так плохо, как думаете :) Причем у них этот электробас(они называют его тролейбусом без рогов, но может и с рогами ездить, они там есть) сделан местной компанией.

Я знаю про этот образец. Но единичные экземпляры - не есть отработанная технология. Первые надежные образцы по разумной цене ожидаются лет через 5-6.. И то не для полной автономки, а для части маршрута на аккумуляторном ходу. В Нске тоже он имеет подзаряд от КС, а потом некоторое расстояние едет без КС.

Там уже частная компания купила один такой, для перевозки своих работников) Сейчас образец проходит опытную эксплуатацию.)
http://nsk.dkvartal.ru/news/v-novosibirske-poyavilsya-pervyj-elektrobus-236670921?utm_source=mail&utm_medium=letter&utm_campaign=rassylka_every_day_nsk

С подобной техникой все как-то совсем не радужно
http://www.scoop.it/t/shabbat/p/3290420359/-

А в чём сложность засунуть аккумуляторы под дно?

Возить аккумуляторы получится дороже строительства КС.

Возрастет посадочная высота, бабушкам неудобно будет.

Покажите мне серийный электробус, способный исправно откатать с 5 утра до 1 ночи без длительных простоев на подзарядке и не имеющий проблем с отоплением зимой. Я лично про такие не слышал, если Вы слышали, то дайте ссылку на информацию, с удовольствием почитаю о них.

То что есть сейчас, это либо совсем сырые опытные образцы, которые кроме как на выставках никто нигде и не видел, по причине чего обсуждать их рано, либо опять же опытные образцы контактно-аккумуляторных электробусов. Они уже реально работают, поэтому о них уже можно поговорить:

В Новосибирске ездят 2 штуки местной сборки. Ездят успешно, однако их заряда хватает на то, чтобы доехать до аэропорта, но не хватает на то, чтобы отработать весь день. Плюс у них отопление от бензина работает, т.е. исключительно ради печки стоит бензобак и мини-движок. Ну не бред? Время заряда, со слов водителя одной из этих двух машин, сопоставимо со временем работы без сети. То есть вариант с приехал на конечную, на 5 минут подключился к розетке и поехал не прокатит.

Вот ещё буквально днями в Энгельсе вышел на опытную эксплуатацию аналогичный экземпляр уже от Тролзы. Тоже контактно-аккумуляторный. Отопление от электричества. Заявлены 30 км автономного хода. По факту, как пишут местные, на круг по городу его хватает, но не больше. Если печку не включать, проедет сильно больше. Как пишут местные, 2 круга ездит под рогами, круг на автономке. В отличии от новосибирских за пределы сети пока что не уезжает.

Так что на данный момент я не вижу реальной альтернативы троллейбусу в виде электробусов. Попытки отвязаться от сети вижу, но именно реальных машин, которые могли бы полностью работать без сети, увы, нет.

Edited at 2012-12-14 04:03 pm (UTC)

http://ic.pics.livejournal.com/crustgroup/21152339/12776/12776_original.jpg - у аккумулятор как источников автономного питания все уныло с точки зрения энергетики. Для сравнения, у двигателя троллейбуса PeakPower 180-230 W\Kg, в зависимости от современности технологий в троллейбусе, а Spec. Energy - вообще бесконечный, было бы электричество в проводах.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account