?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
КС троллейбуса
maxkatz
Сегодня будем говорить про троллейбус. Это единственный вопрос, по которому у Городских Проектов серьезные разногласия с текущим департаментом транспорта. Мы троллейбус любим, а департамент периодически хочет его изничтожить.
"Но троллейбус это же так неудобно!" - скажете вы. Он медленный, ему мешают припаркованные третьим рядом машины, он тормозит непонятно где... почему бы просто не закупить побольше автобусов и не спилить эти адские провода?

Все эти претензии совершенно обоснованны, но виноват в них не троллейбус, а мэрия. Мэрия вместо того, чтобы своевременно обновлять инфраструктуру и поддерживать её в современном состоянии, совершенно забила на обновления. В результате контактная сеть сейчас эквивалентна просёлочной дороге, это соответствующим образом влияет на скорость проезда и потери энергии. Если в таком состоянии сравнивать систему с новыми автобусами, которые ездят по хорошим дорогам, то она, конечно, проиграет.

А вообще нормальный троллейбус ездит так же быстро как автомобили и разгоняется быстрее автобуса. Вот посмотрите, например, как работает троллейбус в Цюрихе



В Цюрихе я первый раз увидел хорошую троллейбусную систему. И так удивился, что целый день там катался :) Очень необычно ездить в троллейбусе, который нигде кроме остановок не тормозит, ходит почти бесшумно, по размеру длиннющий и при этом вписывается в крутые повороты узких улочек

 


Чем же вообще троллейбус хорош?
  1. На средних пассажиропотоках он экономически выгоднее автобуса. Это связано в первую очередь с тем, что из-за электродвигателя его намного проще и дешевле ремонтировать. Ещё он намного экономичнее: умеет накапливать энергию при торможении, вообще не расходует энергию стоя и имеет больший КПД двигателя. В сумме эксплуатация троллейбуса в подходящих ему условиях и с хорошей контактной сетью дешевле на ~30%
  2. Он комфортнее. Двигатель не вибрирует и соответственно не передаёт вибрацию в салон, разгон более плавный, нет выхлопов.
  3. Он значительно тише автобуса


Москва сейчас является троллейбусной столицей мира. У нас 600 километров проводов, 104 маршрута и почти 1700 троллейбусов. Всё это хозяйство находится в плохом состоянии, раздражает горожан и создаёт опасность, что власть попробует срубить быстрое политическое очко, демонтировав части сети и избавив автомобилистов от того, что они считают странными конструкциями с рогами на дороге. Все эти проблемы происходят из-за плохой контактной сети.

Возьмём, к примеру, стрелки. Сейчас в Москве установлены механические стрелки. Троллейбус должен проезжать их со скоростью не более 5км/ч, и ровно в момент, когда рога (штанги) находятся на стрелке, водитель должен нажать или отпустить педаль газа – таким образом она переключается.
Так как стрелки на дороге не видно, троллейбус сбрасывает скорость до 5км/ч в самых непредсказуемых местах, раздражая автомобилистов.

В нормальной системе стрелка радиоуправляемая, водитель переключает её заранее и проходит на скорости 60км/ч. В России такая система существует в Вологде, выглядит она так (указатель показывает, куда в данный момент направлена стрелка)



Говорят, когда в Вологде отремонтировали контактную сеть, то водители маршруток не понимали, что происходит и почему троллейбусы везде стали их обгонять. Стоимость этих элементов совершенно не заоблачная, это легко можно реализовать.



Примерно так же можно решить проблему низкой скорости на поворотах, всё это приведёт и к снижению энергопотерь внутри сети (что сейчас является главным аргументом против троллейбусов).

Вопрос о московской сети троллейбусов я задавал Вукану Вучику, когда он был в Москве, он ответил, что ликвидировать сеть будет огромным прыжком назад. На 2.54




В общем, троллейбус нужно развивать и реконструировать, а никак не ликвидировать. В первую очередь нужно заняться контактной сетью, ей сто лет уже никто не занимался. Городские Проекты при помощи дружественных экспертов подготовили по этому поводу письмо в департамент транспорта




Над постом и письмом работали:

Юрий Аралов,
Антон Буслов,
Максим Кац



Оглавление журнала


  • 1
Как пешеход и автомобилист могу сказать, что в обоих социальных сценариях троллейбус в нынешнем виде - это воплощение всего самого ужасного. Сам не едет и другим не дает. Для пассажира это холодный, громыхающий, ужасно тормознутый сарай.
А с точки зрения автомобилиста, троллейбус совершает самые дикие и непредсказуемые маневры на трассе (что несколько компенсируется их черепашьей скоростью), не может адекватно перестраиваться, имеет смешную максимальную скорость и в целом мешает движению так, что всякие джихад-такси на его фоне кажутся вообще идеальными участниками дорожного движения.

Что касается аргумента об экологии (к которому так или иначе прибегают почти все сторонники троллейбуса; речь не о вас, Максим, вы на это не напираете в посте) - покуда по Москве ездят в чудовищных количествах муниципальные камазы-самосвалы, которые дымят по стандарту Euro -100, любые разговоры об экологической ценности троллейбуса вызывают лишь нервный смех.

Боюсь, что до начала реальной реконструкции троллейбусной сети пройдет очень много времени. И я бы совершенно не огорчился, если бы ее завтра вырезали полностью, пустив вместо старых маршрутов автобусы или маршрутки...

Объясните, как троллейбус может непредсказуемо маневрировать, если он от контактной сети никуда деться не может?

Я знаю, вы жадный маршрутчик!

даже в пределах доступных ему двух полос он вытворяет удивительные вещи. А уж на поворотах...

> покуда по Москве ездят в чудовищных количествах муниципальные камазы-самосвалы, которые дымят по стандарту Euro -100, любые разговоры об экологической ценности троллейбуса вызывают лишь нервный смех.

Я всегда в таких случаях говорю так: если где-то что-то плохо, то это значит, что надо это "плохо" устранять, а не равняться на него. Если по дороге едет чадящий КАМАЗ, то это повод сделать так, чтобы он не чадил, но никак не повод выпилить экологически чистый транспорт, едущий в соседней полосе.

эта логика мне совершенно ясна и спорить с ней, разумеется, трудно :) Речь о том, что на фоне общей засранности москвы замена ТОЛЬКО троллейбусов на автобусы, вероятнее всего, пройдет совершенно незамеченной с точки зрения чистоты воздуха. Могу ошибаться.

Грузовой троллейбус поможет от чадящих КамАЗов.

(Deleted comment)
Ну 100 это все таки экстрим, у нас когда раньше были старые троллейбусы без электронного управления (и электронных ограничителей), то гоняли так по мостам ночью водители, но 80 - вполне реальная макс. скорость для каждодневной эксплуатации при нормальной КС.

Чего это он холодный? Я недавно в троллейбусе ехал, так подошвы ощутимо нагревались.

Вывод: Везде нужно делать выделенные полосы для ОТ, особенно там где есть троллейбусы.

На участках с прямой контактной сетью без стрелок и припаркованых говноавто (участок площадь гагарина - МГУ) троллейбус едет примерно как автобус.

  • 1