?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Трамваи в России
maxkatz

Тут в Омске трамвай собрались выкопать. Поэтому сегодня мы будем говорить о трамваях в крупных российских городах.

Почти во всех наших городах, за исключением Перми, с трамваями происходит примерно одинаковая ситуация. Рассмотрим её на примере Омска, где мы год назад участвовали в кампании по выборам мэра города и проиграли, а выиграл выборы крепкий хозяйственник с большим стажем Вячеслав Двораковский



Трамваи для таких городов, как Омск, штука очень выгодная. Часто в наследство с советских времён осталась развлетвлённая трамвайная сеть, иногда она даже по центру города идёт. Сам трамвай как вид транспорта это самый эффективный способ перевозки людей по городу в плане затрат площади города. По одной полосе одинаковой ширины современные трамваи могут перевозить до 17,000 человек в час, а автомобили до 1800 человек в час. Почти в 10 раз эффективнее.

Вот смотрите какое примерное соотношение ширины улицы, которая идёт у вас под окном, должно быть, чтобы перевезти ~30,000 человек в час (в обе стороны)

Площадь в городе

Кроме площади дорог, автомобилям ещё нужна парковка, но это мы, в общем, уже сотню раз обсуждали. Трамвай очень хорошо подходит для решения транспортных задач таких городов, намного лучше, чем метро.

Метро это система, расчитанная на перевозку 25,000-50,000 человек в час, то есть в два-три раза больше, чем хорошая трамвайная система. Стоимость его в свою очередь, в 10-12 раз выше стоимости строительства нового трамвая. Вот, например, в Омске давно и упорно с 1992 года строят метро, потратили на это много лет и кучу денег и построили одну (именно одну) станцию



Строительство метро очень дорогое удовольствие и в большинстве случаев, будучи построенным, подлежит в таких городах немедленному закрытию, так как пассажиров при не очень развитой сети не хватает, а стоимость эксплуатации настолько высока, что если не продавать билетики по 50 рублей, то потребуются дотации метро из городского бюджета, для которого это непосильные траты.
Закрывать только что построенное метро как-то не комильфо, поэтому мэрии идут на различные виды изощрений: например, в Самаре по одной ветке метро грустно ходят короткие 4-х вагонные составы с интервалом в 8 минут, перевозят в день ~50,000 человек (а должно столько за три часа перевозить, чтобы быть оправданным). Из бюджета ежегодно в него вбухивается 250 миллионов рублей, перевозят при этом 8% пассажиров. Если бы пассажиры платили реальную стоимость проезда, то он бы стоил 38 рублей (для сравнения, себестоимость поездки на трамвае там 15 рублей, а перевозит он 43%)
Ещё постройка метро в таких городах часто ухудшает транспортную ситуацию, если смотреть по главному критерию: среднее время поездки из пункта А в пункт Б. Это происходит из-за того, что пассажиры теряют много времени на пересадки, а также станции зачастую далеки от нужного места назначения (если интересно подробнее, то прочитайте эту научную статью)

Во всех наших городах, кроме Москвы, создавать метро дорого и неэффективно, однако строительные лобби по всей стране продвигают такие проекты ради своей колоссальной выгоды, а жители по незнанию и непониманию экономики таких вещей хотят оставить метрополитен детям и внукам, поэтому часто поддерживают строительные лобби, создавая бессмысленные проекты под видом транспортных.

Но как-то людей перевозить же надо? Автомобиль как основной вид транспорта это плохо, а метро строить нельзя. А что можно? Можно трамвай. Но, как и многое в нашем славном царстве-государстве, происходит всё ровно наоборот от наиболее эффективного пути развития: трамвай не просто не строят, а наоборот ликвидируют. И тоже при поддержке жителей. Почему так происходит?

В советские времена электротранспорт у нас развивался очень хорошо, во многих городах были огромные трамвайные и троллейбусные сети: при плановой экономике понимали выгодность перемещения людей таким образом, и даже билетик на трамвай и троллейбус стоил дешевле, чем на автобус. Но когда СССР рухнул, то муниципальные дела превратились в кормушку для крепких хозяйственников и всяких присосавшихся персонажей, долгосрочным планированием заморачиваться перестали, дальше, чем на год вперёд, думать все расхотели.
В связи с этим на содержание трамвайных сетей перестали выделяться деньги, и трамваи быстро зачахли. В городах часто ездят трамваи, которые выработали весь свой ресурс 10 лет назад, рельсы не меняются десятилетиями, о введении новых технологий (чтобы хотя бы стрелка переключалась не ломом, а нажатием кнопочки) вообще никто и не думал.

Трамвай постепенно зачах и превратился в громыхающий гроб на колёсах, который ездит со средней скоростью пешехода и всех бесит




А нормальная трамвайная система, как мы помним, выглядит так (это Стамбул)




Жители, конечно, начинают требовать убрать этот громыхающий кусок металла из города. Но это – самая большая градостроительная ошибка 20-го века, которую совершили многие города. Сейчас, правда, транспортная наука доказала, что так делать не стоит. И единственной страной, где систематически снимают трамвайные пути, осталась Россия. В других странах их строят.

Но вернёмся к Омску. В чём же такая важность и надобность того, чтобы сохранять эти гробы на колёсах? Понятно, что транспортная функция сейчас у них сомнительная, ездят на них в основном те, у кого много времени, трамваи неконкурентоспособны ни к автомобилям, ни к маршруткам. Зачем же их сохранять?

Всё дело в рельсах. Вернее даже не в них, а в транспортном коридоре. Вот смотрите, ветка в Омске через один из двух мостов через реку, соединяющую две части города на разных берегах Иртыша



Чтобы сделать на этом месте современную трамвайную систему нужно просто поменять рельсы и всё. Положить дорогие рельсы, по которым будет бесшумное движение, закупить сочленённые составы, создать приоритет трамваю на светофорах, оборудовать нормальные остановки. И всё, получишь трамвай как в Норвегии. Стоит всё это удовольствие примерно в 70 раз дешевле, чем строить метро, и в 10 раз дешевле, чем строить новый трамвай на улице, где рельсов нет. И по времени разница также в несколько раз.

Это всё потому, что при строительстве трамвая самым дорогим является перенос коммуникаций. Трамвай нельзя класть поверх имеющихся кабелей и труб, технологически они должны быть либо специальным образом изолированы, либо идти на некотором расстоянии. Под действующими или действовавшими ранее трамвайными ветками коммуникаций нет (или они приспособлены) и ничего переносить не нужно, достаточно лишь поменять рельсы и всё.
А для новой ветки – можете себе представить сколько стоит перенос газовых труб или водопровода.

В общем, в ситуации некомпетентного руководства страны и большинства городов, как сейчас происходит у нас, главная задача это продержать рельсы с хоть каким-то трамвайным движением (или даже без него) до прихода адекватных людей в управление. Тогда адекватным людям нужно будет тратить не 600 миллионов рублей на километр, а 70 миллионов, а нормальную транспортную систему города после окончания стабильности жители получат не через 10 лет, а через два.

И кое-где такое получается. В Екатеринбурге, например, не было снято ни одной трамвайной линии с 1991 года. Но Омску повезло меньше: там имеется организация Мостовик, которая очень хочет строить метро, гражданам на город пофиг, а мэрия страдает воинствующей некомпетентностью, поэтому в Омске в 1991 году было 227 км путей, а к сегодняшнему дню осталось всего 60 км.

На днях мэр Омска Вячеслав Двораковский, который раньше как раз работал в НПО Мостовик, предложил ликвидировать в Омске вообще весь трамвай, кроме одной ветки. Поводом послужило заявление предпринимателя.
Это, конечно, вообще невероятная история. Какой-то персонаж нарушил закон и построил в нарушение закона говноздание. Суд выдал предписание говноздание снести, а обломки вывезти. Казалось бы, какие действия в дальнейшем логичны?
В Омске, как оказалось, вполне логично побежать к мэру и предложить снести в связи с этой историей не говнодом, а трамвай. И мэр в этой ситуации радостно выбегает на сцену и заявляет «конечно же, надо сносить трамвай, о чём разговор!»

В какой-то степени Омск со своими 17% явки на выборах мэра, конечно, заслужил того, чтобы быть изнасилованным очередным крепким хозяйственником. Вообще корреляция «не ходишь на выборы – живёшь в дерьме» должна постепенно устаканиться, и такие примеры тут только полезны.

Но как пример другим городам всё-таки рекомендую обратить внимание на эту ситуацию.

В мире по этому вопросу консенсус. Вот, например, беседа об этом всём с доктором Вольфгангом Маером, который много лет руководил транспортом в Кёльне, а потом был президентом международной ассоциации общественного транспорта



А вот о том же рассуждает финский транспортный эксперт Антеру Алку, он занимается трамваем в Хельсинки



Ну и уже знакомый и полюбившийся нам Вукан Вучик



Было бы интересно посмотреть на кого-нибудь из омской или какой-нибудь другой мэрии, кто показал бы видео с серьезным экспертом, говорящим обратное. Вряд ли это когда-нибудь случится.


Оглавление журнала

Макс куча проблем в Москве есть, и главная то что автомобилисты ездят по путям и всем , а главное ГИБДД похер. Трамваи стоят в пробке, как и обычный автотранспорт, тем самым теряя весь свой приоритет

Трамваи должны ехать по выделенным линиям. Кое-где уже столбики ставят.

Все так. К тому же, департамент транспорта Омска возглавляет бывший автобусник Осинский, угадайте, какой транспорт он будет поддерживать?

автобус? Я живой ЛИАЗ! желтый в Омске видел и ЛАЗ (бело-синий такой). Эти монстры должны были уже своей смертью помереть.

Только сегодня вернулся из Омска. Там реально рельсы лежат! То есть трамвай убрали, но ездить лучше не стало. Причем по этой ветке трамвая крупные моллы стоят. Люди бы ездили и радовались.

Кстати, аккурат когда я проезжал мимо этих рельс - там же проходил автопробег против плохих дорог с достаточно приличным участием.

В Воронеже трамвай приказал долго жить (причём рельсы выкопали далеко не везде). Транспортная ситуация лучше не стала. Наоборот, стало только хуже.

В Питере тоже метро дорого и неэффективно?

С Питером другая история, там его строить дорого и сложно, а трамваев много. Но я недостаточно знаком с вопросом чтобы писать

Максим, а Волгоград вы не рассматриваете как пример для подражания? Все-таки недавно построили новый скоростной участок, а попытку закрытия одного маленького, но важного нескоростного участка удалось отбить.

Справедливости ради надо отметить, что новый скоростной участок построили лет 15 назад еще, а все оставшееся время искали деньги на отделку станций и запуск в эксплуатацию.

А развивался трамвай за последние 20 лет только в Набережных Челнах. По-моему единственный город на весь СНГ.

В сентябре был в Набережных Челнах, буквально заставил местных прокатиться со мной на трамвае. Он такой же старый, дряхлый, шумный и медленный, все как и везде. Но конечно большой плюс в том, что город трамваем реально охвачен. То есть, ситуация практически такая как Кац описывает: если положить новые рельсы, то все эти маршрутки просто станут абсолютно никому не нужны.

Зачем Омску метро????

зачем Омску едро?

Да, давеча в Твери был - тамошние трамваи производят удручающее впечатление.

И есть регулярные попытки его искоренить, под предлогом расширения проезжей части.
Самое интересное, что люди, живущие в конкретном городе, зачастую просто не понимают, как плохо они живут, и что можно сделать всё значительно лучше, при чём для этого нужно лишь, чтобы имеющиеся в городе деньги тратились рационально. Но нет, все уверены, что "N-ск - лучший город".

Омичи достойны такого мера. Они сами выбрали этого "хозяйственника" и по праву заслужили лишиться трамвая. Однако, те кто не ходил на выборы и не составляет те самые 17% — не имеют права и жаловаться. Скорее всего, вместо трамвая им будут предоставлены удобные, комфортабельные маршрутки, чей парк наверняка составят трех-четырех-летние ржавые и громыхающие "Газели". Но ведь омичи сами выбрали такой путь, не нам их судить.

Edited at 2013-05-27 11:37 am (UTC)

в Н. Новгороде трамваи тоже убирают постепенно
метро продлили только на 1 станцию (зато теперь область и город в больших долгах, а еще на проведение чемпионата мира потратят кучу денег)
пробки почти как в Москве

Очень простая аналогия: трамваи типа "гроб" и современные трамваи отличаются примерно так же, как система советской мобильной связи "Алтай" и сегодняшний 3G

сегодняшний LTE

В Омске не два моста, а три. А вообще очень очень жалко трамвайные линии. Всё очень верно, сейчас трамваи полное фуфло, но чтобы сделать их нормальными нужно в разы меньше денег чем на метро, которое никогда не построят и нужно не будет. И это резко улучшит транспортные условия.

О да, проблема строительства дорогущего метро вместо трамвая есть и в Ростове. Куча денег и непонятно, когда люди увидят первые станции. А трамвай строить быстрее и дешевле.


Хотя надо отметить, что на реконструируемой сейчас в центре улице Горького кладут вроде как бесшумные рельсы + на специально подготовленное основание:


А между тем, в Риме прокладывается новая линия трамваев:





Edited at 2013-05-27 11:47 am (UTC)


Когда достроят, будет такая же тупиковая остановка как в другом районе города:

(Deleted comment)
В Краснодаре автоматик свичес вроде бы уже везде поставили и починили, хотя надцать лет назад они просто ломались и никто их не ремонтировал, хотя установлены они почти везде были, если я не ошибаюсь.

В Воронеже трамвай благополучно уничтожили.

Да, это самый вопиющий пример такого рода.
Недавно насчитали в городе миллион человек, хотя это немного сомнительно.
И вот такой миллионник без рельсового транспорта вообще.