?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Flag Next Entry
Сухарева башня
maxkatz
Для расширения улиц с целью увеличения пропускной способности в Москве уничтожались не только милые улицы с трамваями или городские бульвары — иногда для этих целей уничтожались удивительные архитектурные объекты. Один из самых вопиющих случаев — Сухарева башня

Сухаревская башня


Сретенка. Это место сегодня

Снимок экрана 2013-10-28 в 0.09.04

Башня была построена в 1701 году по инициативе Петра I. Укрепления Земляного города к тому времени уже потеряли свое оборонительное значение, поэтому архитектура Сухаревой башни лишена каких-либо крепостных элементов. Фасады имели четкое членение по этажам, стены третьего яруса прорезались сплошной лентой больших парных окон с нарядными наличниками, широкая открытая лестница вела на гульбище, обходившее вокруг второго и третьего ярусов здания. Основной трехэтажный объем завершался высокой башней с часами и государственным гербом наверху. Торжественная архитектура Сухаревой башни создавала образ монументального общественного здания (источник)





С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем-прародителем Петербургской морской академии




Затем долгое время Сухарева башня находилась в ведении Московской конторы адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В 1854 году объем резервуара увеличили. С середины 19 века и до 1920 годов у подножия башни по выходным разворачивала торговлю известная на всю Москву Сухаревская барахолка.




В 1870-е годы башню отреставрировали, руководил работами архитектор А.Л. Обер. Начиная с 1925 года, в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы (источник).



Немного цитат о башне:

«Фантастическая громада»
«...на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться»
М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

«Сухаревские часы»
«Сухаревские часы начали пошаливать. По донесению, сделанному в Управу одним из городских инженеров, сухаревские часы или совершенно не бьют, или бьют неправильно. Управа недавно сделала распоряжение ремонтировать часы.»
«Московский Листок», 7 октября 1901


«Как пройти?»
«18 января крест-н Еськов, проходя по Екатерининскому парку, был остановлен двумя женщинами; одна из них спросила - как пройти к Бутырской заставе, а другая попросила указать ей дорогу к Сухаревой башне. Еськов указал им путь и обе женщины ушли, после чего Еськов обнаружил, что у него из кармана пропали серебряный портсигар, также часы и кошелек с 170 руб.»
«Московский Листок», 2 февраля 1903



В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. План должен был изменить город полностью: Москва должна была стать центром мировой пролетарской революции. В центре города должны были появится широкие транспортные магистрали и высотные здания, чтобы это сделать начали сносить историческую застройку.

В 1933 году дошло дело и до Сухаревой башни: по мнению Сталина, трёхсотлетняя башня мешала развитию движения на Сухаревской площади и поэтому необходимо было её снести. Небольшая заметка с информации об этой малозначительной новости вышла в газете Рабочая Москва (пытался найти скан, но не удалось).

Известные архитекторы пытались защитить башню: живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно:

«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

В письме содержалась не только просьба. Его авторы предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему при этом сохранив Сухареву башню. В частности предлагалось прорубить в нижней части башни шесть арок, через которые проложить трамвайные пути и направить транспортный и пешеходный потоки. Вместе с письмом был направлен и примерный график движения автотранспорта на данном участке

Ответ Сталина на это был такой:

Сталин с письмом о башне
фотография из музея в Сочи

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»

Сталин о Сухаревой башне

Башню начали сносить




Архитекторы сделали ещё одну попытку спасти объект. Письмо, подписанное шестью архитекторами и деятелями искусств, было направлено Сталину

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры»

Ответ был однозначным

«Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)»


В газетах того времени писали подробные хроники разборки

— 19 апреля 1934 года – верхние 6 метров сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.
— 29 апреля 1934 года – вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.
— 24 мая 1934 года – разборка сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.




Очевидцем событий был знаменитый журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский, который в письме своей дочери писал:

«Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом».

Эти слова он дополнил своими стихами:

«Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…»

После уничтожения площади Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную



У станции метро «Колхозная»


Такие вот дела. Площадь потом в 1990 году переименовали обратно, как и метро. Башню в 1982 году даже принимали решение восстановить, но на конкурсе проектов ни один не был принят. Трамваи со Сретенки тоже скоро исчезли, их заменили троллейбусы. Сейчас тут бессмысленное и беспощадное 16-ти полосное Садовое кольцо

Снимок экрана 2013-10-28 в 1.30.10




Эх...




Оглавление журнала


  • 1
Могу сказать как москвич:

1. Снесли рынки и палатки. Продолжают чистить.
2. Убрали рекламу.
3. Остановили точечную застройку.
4. Увеличили темпы строительства метро, особенно на севере.
5. Асфальт стали класть лучшего качества.
6. Сделали вылетные развязки на МКАД.

По Лужкову:

1. Расселение пятиэтажек в том виде - главная ошибка. Районы увеличились в 3-4 раза в высоту, а дороги, школы и сады остались прежними. С какой то стати процедура была совершенна бесплатна и еще и с увеличением площади квартир.
2. Палатки и рынки. Торговля - все приезжие, грязь и полная анархия.
3. Ужасающая архитектура.
4. Хотя я за него голосовал, был очарован, сам не знаю почему. Сейчас смотришь какой был уютный район в 89-91 и что сейчас, ненависть, битвы за парковку, толпы людей.

Вот насчет асфальта - большой вопрос) дыр меньше не стало. Зато менять его стали чаще, интересно за чей счет.

не знаю, езжу на машине, дыр не видел и не вижу

Тоже езжу. Дыры были и есть. Один из очевидных для меня примеров - Рижская эстакада. И улица Вишневского, где я живу. Асфальт там снова поменяли, ему года не было, весь "вылетел".

(Deleted comment)
Палатки сносят, у тимирязевской снесли весь рынок, процесс идет. Вылетные развязки начал Собянин. Районы огромные. Были пятиэтажки, построили двадцати пяти этажки. Пустырей и не было, было равномерное распределение. Сейчас в моем районе на севере ни машины не припарковать, не прогуляться, забито все, а поликлиника одна, и детсадов новых нет, и школ новых нет, все забито под завязку. Асфальт на Дмитровке - исключение, пруфов нет, я сам автомобилевладелец, вижу. Строительство метро - это чисто Собянин, консолидация метростроевцев со всего СНГ дает плоды. Я не говорю, что Собянин все делает правильно, но по сравнению с Лужковым он намного эффективнее.

Ему осталось:

Сделать транспорт нормальным - трамваи, автобусы, троллейбусы.
Убрать маршрутки.
Повысить производительность труда в коммунальной сфере.
И сделать наконец что то с архитектурным планированием. Не возможно вырастить гармоничную личность в окружении серии п44 и бетонно панельных районах, это кошмар нашей действительности. Такое ощущение, что все архитекторы умерли еще в конце 30-х. Как им не стыдно за свою профессию, все эти новые здания - высеры недоинженеров.

  • 1