?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Петербургский трамвай
maxkatz
Трамвайная система Санкт-Петербурга одна из самых интересных в стране. Когда-то она была самой крупной в мире и входила в книгу рекордов Гиннеса, потом как и везде в России её начали уничтожать. Давайте познакомимся с её историей

Первый общественный транспорт в Петербурге появился в 1830 году, это был «омнибус» — запряженная лошадьми вместительная карета (на 10 – 16 человек).



Вот омнибус на Невском проспекте (1908 год)



Через 20 лет даже появилось несколько маршрутов. Кареты тогда окрашивали в различные цвета.

Постепенно стали требоваться кареты с большей вместительностью. Тогда на крыше было решено установить ограждения и сделать лестницу. «Второй этаж» назвали империалом.



В 1860–е на смену омнибусу пришла «конка» — трамвай на конной тяге. До этого конки служили для перевозки грузов к складам и появилисть только под Петербургом.
В 1860 группа предпринимателей проложила аналогичную трассу на Васильевском острове протяженностью примерно 3 км. В Городской думе развернулись дебаты о том опасно или все-таки необходимо проложить подобные маршруты по центру Петербурга. В 1863 все-таки приняли постановление «Об устройстве в Петербурге публичных экипажей» и 27 августа того же года по Невскому проспекту на Стрелку Васильевского острова побежали первые вагоны конки.



Вскоре они стали очень популярны и всегда были «набиты битком»



Затем движение стало открываться и в других частях города. Общая протяженность первых линий была около 8 км.



На Лиговском проспекте в доме 40 был построен коночный парк. На первых этажах расположились конюшни, кузница, мастерские по ремонту экипажей, а вторые этажи были отданы под служебные помещения навроде канцелярии. А это служащие конки перед работой.



За первый год эксплуатации конка перевезла 1,5 млн человек, а в следующем году уже 2 млн (население Санкт-Петербурга в то время составляло около 1 млн человек, т.е. меньше процента жителей в день регулярно пользовались этим видом транспорта). Конка стала приносить огромную прибыль владельцам. Вскоре для расширения вагонов было решено открыть империал, где не было крыши. Проезд наверху стоил 3 копейки, на нижнем же ярусе 5 копеек.



С 1875 по 1877 пути увеличились на 90 км и движение работало по 25 маршрутам.

[Карта Петербурга тех времён...]

Кстати, уже в то время на вагонах размещали рекламу.



Скорость была совсем небольшой — 8 км/ч (скорость пешехода около 4 км/ч). Даже ходила шутка: «Конка, догони цыпленка». Поэтому в 1880–е для ускорения движения на некоторых маршрутах начали прокладывать двойные пути. Тогда пришлось высаживать пассажиров исключительно с правой стороны по направлению движения.

Как власти не пытались предотвращать несчастные случаи, они все равно происходили, особенно в темное время суток. Так, например, в 1900 году травмы получили 95 человек. За умершего человека полагалась компенсация ближайшим родственникам в размере 500 рублей, а за ушиби по 100 рублей (средняя зарплата рабочего в 1900 году составляла 21 рубль в месяц).



В 1886 году конки пытались заменить «паровиками», но они не сильно прижились в Санкт–Петербурге. Уже в 20–е годы их совсем не осталось, хотя во время ВОВ из-за дефицита электроэнергии они снова вернулись на улицы Ленинграда.



Открытка с паровиком



Услугами конки в 1887 году воспользовались уже 54 млн человек, а в 1906 уже свыше 106 млн (т.е. уже около 23% жителей в день). Конка оказалось не самым надежным видом транспорта, да и лошади часто заболевали и гибли из-за увеличения нагрузок. Поэтому, власти решили воспользоваться пусть и дорогостоящим, но практичным решением Ф.А. Пироцкого, который еще в 1880 провел показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою». Вагону №114 было суждено стать первым электрическим трамваем (на фото справа).




Ещё была необычная штука — ледовый трамвай. По замёрзшей Неве зимой прокладывали рельсы и с Сенатской площади на Васильевский остров запускали трамвай. Он пользовался огромной популярностью и перевозил за сезон до 900 тысяч пассажиров



Введение в эксплуатацию трамвая было очень сильно задержано из-за контракта с концессионерами, державшими конно–железные дороги, не позволявшего вводить иные виды тяги на существующих или вновь проложенных линиях. Наконец, в 1902 году все дороги, подвижные составы и далее по списку — все перешло к городу. Правда, в течение еще 12 лет власти города выплачивали бывшим акционерам по 550 тысяч рублей ежегодно (2180 средних годовых зарплат рабочего в то время).

Проектирование нового вида транспорта длилось очень долго, но в конечном счете решили сделать диаметрально–кольцевую систему: 24 трамвайных маршрута должны были связать каждую часть города с любым из районов.



Из-за того, что маршруты проходили по 65 мостам, пришлось их реконструировать, т.к. старые мосты не выдержали бы такого веса. Также по проекту, подготовленному в 1903 году, нужно было проложить дополнительно 208 км рельсовых путей. Кроме того, необходимо было построить центральную электростанцию и 9 электрических подстанций, переделать бывшие центральные конные мастерские, 1450 вагонов, преобразовать 6 коночных парков и построить 2 новых.
Общая стоимость проекта оценивалась в 52 миллиона рублей, работы предполагалось разделить на 4 части и вести их до 1925 года.

Международный конкурс подрядчиков выиграло американское электротехническое общество «Вестингауз», которое стало впоследствии генеральным подрядчиком. Сроки выполнения работ были очень затянуты, но власти так и не решились переоформить контракт. Офисы Вестингауза разместились на Невском проспекте, 11 и на Гороховой, 61. На фото здание с Невского.




Моторные вагоны строила английская фирма «Бреш». Всего было построено 190 девятиметровых вагонов. С обеих сторон такого вагона были полуоткрытые площадки, а вдоль стен размещались скамейки для 12 человек. Внутри вагон делился на две части — два класса.



Первыми трамвайными парками города стали Василеостровский (на картинке ниже), Петербургский и Московский.



Продолжение рассказа о Петербургском трамвае в следующих постах







А сейчас у нас в городе есть даже вай-фай в трамвае )

вай-фай есть, а самих трамваев [современных] почти нет

Вот бы это всё там восстановить по современным стандартам

В Буржуйляндии уже вон что ездит, а Кац всё еще про трамвай на конной тяге вспоминает

Прекрасный рассказ.

Ну да, трамвай прогрессивный транспорт конца XIX - начала XX веке к нынешнему времени окончательно устарел.


1. Трамвайные линии дороги в сооружении и обслуживании.
2. Трамвайная инфраструктура занимает много ценного городского пространства.
3. Трамвайные рельсы опасны для велосипедистов и мотоциклистов, а во влажную погоду даже для автомобилистов.
4. Трамвай на остановке посреди улицы полностью блокирует попутный поток транспорта.
5. Трамвай абсолютно не маневренный. Дорожные работы, ДТП или любое другое препятствие на пути трамвая, и даже поломка одного трамвая полностью блокирует всю трамвайную линию.
6. Трамвайные маршруты абсолютно не гибкие. При изменении пассажиропотока для изменения маршрутов требуется перестройка линий.
7. Трамвай вызывает шумы и вибрацию. С этим, правда, можно бороться, но борьба эта ведет к удорожанию трамвайной инфраструктуры и увеличению расходов на ее обслуживание, которые и так не малы.

Подсчитано, что содержание трамвая Сент-Луисе обходится налогоплательщикам дороже, чем обошлась бы покупка тойоты приус и ее обслуживание для всех, кто пользуется трамваем и у кого нет машины.

Про Приус: Покупка, содержание... и земля под парковку? и потеря времени в пробках из Приусов?

(Suspicious comment)
Позабавила схема радиальных маршрутов 1914 год и Кировский мост.
(понятно когда эта схема создавалась)

PS: Спасибо за рассказ, конечно!

Edited at 2013-11-07 11:43 am (UTC)

там не только Кировский мост.

Как власти не ни пытались предотвращать несчастные случаи, ...

Затем движение стало открываться и в других частях города - на фотографии написано, что это Ковно (Каунас), а не Петербург :)

Тоже заметил и хотел написать.

Напиши про большой трамвайный перекресток на пересечении Среднего ВО и 8-9 линий.

да, да. только про бывший большой трамвайный перекресток на пересечении Среднего ВО и 8-9 линий.

тоже в Гинесса входил

под кат убирать такие простыни стало не модно в последнее время?

Максим, на вашей карте "1914 года" Кировский мост, мост Лейтенанта Шмидта и улица Войкова. Ну никак их не могло быть тогда.

А где у меня карта 14-го года?

Макс, улица Гороховая, а не Гроховая :)

Поправил, спасибо

Максим, интересно было бы рассказать, что трамвай по льду Невы и получился как раз из-за того контракта. То есть там было написано, что мол «по земле Спб только конка», так вот трамвайщики и пустили свой первый проект не по земле, а по льду =)

Это правда? :)
Если есть источник, добавлю обязательно. Интересно, конечно

Тема из френдленты исключен из-за нежелания пользоваться катом, я знаю кто следующий.

Edited at 2013-11-07 01:24 pm (UTC)

Ката не будет

Спасибо за очень познавательный пост

Отличный пост) жду продолжение.

почему ты не используешь кат? приходится долго пролистывать неинтересные посты.