February 29th, 2012

Парковки на тротуарах

На днях я написал пост специально для Ильи Варламова и его стеклянного болта. А сегодня пришла в голову мысль, что надо с этой проблемой попробовать что-то сделать, а не просто о ней написать. О возможных действиях ниже, если вы уже читали пост у Ильи, крутите сразу туда.

Недавно мэрия разрешила парковку на тротуарах. Теперь многие походы куда-то пешком выглядят так:





А то и вообще так:



А еще недавно Тверская улица выглядела так (кусок про старую Москву Илья добавил):




Тротуар - общественное пространство, и задача мэрии определять, как именно его использовать. Давайте попробуем разобраться, что реально произошло, и хорошее ли это было решение.

Я взял кусок Тверской улицы по обоим сторонам дороги от Центрального телеграфа до мэрии. 2/3 площади тротуара отдано под парковку, с каждой стороны я насчитал 27 припаркованных машин. Значит, 54 места. Значит, за день этим пространством воспользуется примерно 250 человек.

Оставшуюся треть занимают пешеходы. Я не стал их там считать, но можно попробовать вычислить их количество по пассажиропотоку станций метро вокруг этого района: там есть Пушкинская/Тверская и Охотный Ряд. Из одной ежедневно выходит 109,000 человек, из другой 95,000, итого 204,000 человек. 

Понятно, что не все они идут на Тверскую, кто-то идёт на Моховую в универы, кто-то на бульвары около Пушкинской или в Кремль, поэтому разделим сразу на 10, будем считать, что 1/10 этих людей идёт на Тверскую. Выходит, что примерно 20,000 человек пользуется этим тротуаром на оставшейся трети площади.

Цифра вполне похожа на правду, если вам интересно, то почитайте этот материал про изменения улиц в Нью-Йорке. В любом случае она точно не завышена. Чего получается:



Такие распределения обычно имеют причину — автовладельцы намного лучше самоорганизуются, чем пешеходы, очень громко отстаивают свои права и вообще очень активны. Пешеходы же считают, что если у них есть хоть какая-то возможно пройти, то это уже хорошо. И они не особо жалуются в случае проблем.

Я не могу это изобразить на диаграмме, так как непонятно, как измерить давление каждой из этих групп на мэрию, но там точно будет не 99% на 1%, а, скорее всего, что-то типа 85% на 15% в пользу автомобилистов. Такие решения мэрия принимает не со зла, конечно, просто у нас такой подход к пешеходам существует уже десятки лет — если у них есть дырка и они могут в неё пролезть, значит, всё норм. Надеюсь, это когда-нибудь изменится :)

Подробнее почитать о том, что бывает если это не меняется можно тут (пост про Лас-Вегас).

А вот пример хорошего распределения пространства (Кёльн). Ширина примерно та же, но есть и велодорожка, и лавочки, и широкий тротуар, и деревья. Парковка паралельная, вдоль улицы





Как вы уже знаете, я не оппозиционер, поэтому я не хочу кричать о беспределе, глупостях и неадекватности чиновников, я хочу, чтобы тротуар был удобный. Поэтому я хочу попробовать что-нибудь с этой ситуацией сделать. 
Я уверен, что в Москве никто никогда не считал пешеходов, даже на Тверской. Поэтому работа с ними и происходит "по остаточному принципу", о них как-то никто никогда не думал, они тоже не особо пытались что-то сказать. Поэтому давайте проведём небольшое исследование, в стиле как Gehl Architects проводит для городов.

Пойдем и посчитаем, сколько в какой-нибудь средний день по Тверской ходит пешеходов, сколько едет автомобилей, а также сколько людей пользуются парковкой. Исследование будет не полное, так как мы посмотрим всего на один день, но оно даст нам представление о том, что там происходит.

Потом найдем какую-нибудь крутую студию, которую эта проблема интересует, или просто дизайнера-единомышленника и попросим его оформить собранные нами данные в лист А4, с удобным и понятным объяснением.

Потом напечатаем 20 тысяч красивых цветных копий и раздадим их прохожим на этой самой Тверской.

Не будем писать ни в какие прокуратуры, даже в саму мэрию не пойдем, просто соберем информацию, хорошо оформим её и раздадим 20 тысячам москвичей. Поверьте мне, оно попадёт в руки Собянину и всем в мэрии, и эффект от этого будет намного сильнее, чем от жалоб в прокуратуру.

В Нью-Йорке, когда Таймс-сквер делали пешеходным, департамент транспорта очень долго сопротивлялся и говорил, что нельзя перекрывать Бродвей, так как по нему едет 40,000 автомобилей в день. И только когда Gehl Architects посчитал пешеходов и насчитал, что этой площадью пользуется 400,000 пешеходов в день, департамент транспорта проиграл аппаратную борьбу в мэрии и Таймс-сквер закрыли для движения, теперь там очень круто



Давайте и мы попробуем подтолкнуть силы добра в нашей мэрии, они там есть :)


Если идея вам в целом нравится — пишите, спланирую как следует. Так как большая часть проекта это нудная и не интересная работа (стоять считать пешеходов и машины, раздавать листовки), то эффективнее всего, думаю, будет собрать с желающих в нем участвовать деньги, и из них заплатить тем, кто считать будет, типографии и раздатчикам листовок.

Примерный бюджет:
  • Люди, считающие машины и пешеходов: 15 человек, по 2000 рублей каждому = 30К рублей
  • Дизайн листовки с собранными данными = 20К (эту цифру я взял от фонаря, подскажите кто знает — сколько нужно заплатить за такую работу? Только интересует верхняя граница, мы же хотим очень хороший материал получить)
  • Печать 20,000 листовок в типографии = 27К
  • Раздача 20,000 листовок на Тверской (50 листовок в час, оплата такая же как тем, кто считает) = 100К
  • Итого: 177К рублей.

Наверняка можно на чем-нибудь сэкономить, устроить конкурс и сделать 150К, но это не наш метод — надо нормально платить, если что-то делаешь.

Я сам готов пожертвовать на проект 15К рублей, а также предоставить свой офис, который как раз на Пушкинской, для координации всей истории и сам всё организую.

Как думаете, соберем еще 162К?


Это пока так, мысли. Мне бы очень хотелось научиться делать такие проекты, да так, чтобы их финансировали жители Москвы и делали жители Москвы. Мы тогда тут горы свернем, такие истории очень сложно будет игнорировать, особенно если их проводить мирно, не крича по ходу, что все жулики и негодяи, и не требуя от прокуратуры призвать всех к ответу.

Сразу отвечая на возможные вопросы — я очень не люблю основывать такие проекты на волонтерстве. По-моему, намного правильнее, если желающий помочь проекту пожертвует 1000 рублей и заработает их на своей обычной работе, чем если он будет выполнять работу раздатчика объявлений "за идею".
Если кто-то всё же хочет пожертвовать не деньги, а работу, то он может прийти, принести 1000 рублей, например, поработать раздатчиком день, и в случае, если всё в порядке, получить оплату в 2000 рублей — это пожалуйста.
Но проект должен быть основан на деньгах, волонтеров, по-моему, можно использовать только тогда, когда работа либо интересная (работа на футбольном матче, например), либо очень важная и идейная (как наблюдение на выборах), либо простая (как обращение через онлайн приемную куда-нибудь). Если работа нудная, не интересная и не идейная, то за неё, по-моему, надо платить, даже если её выполняют сторонники.

Еще — да, у меня есть у самого такая сумма и я мог бы её потратить, но я не хочу. Город на собственные средства не улучшишь, если только ты не миллиардер, а я ведь не миллиардер. Мы должны научиться делать такие проекты так, чтобы это не ударяло никому по карману, а проекты бы всё равно делались. Я пожертвую деньги и время, но я не буду жертвовать кучу денег и кучу времени.

Мысли всякие и поддержка в комментах приветствуются :). Пока проект не стартуем, только обсуждаем.

Upd: если кому показалось, что надо по миллиону скидываться, то нет :). Речь о суммах от 100 до 1000 рублей. Понятно, что можно и больше, но среднее должно быть где-то там.