Max Katz (maxkatz) wrote,
Max Katz
maxkatz

Categories:

Ещё к вопросу о цене на билет в метро

В дискуссии про билеты на метро есть два аргумента, которые часто приводят как незыблемые и которые я хотел бы сегодня оспорить.

Первый: у нас бесконечно повышаются цены на метро, сколько можно это терпеть. Качество не увеличивается, зарплаты не растут, а метро всё дорожает.

Имею сказать: относительно средней зарплаты россиян метро в Москве с 1999 года последовательно дешевеет. С ценами на метро вообще любопытно: с 1961 по 1991 цена никак не менялась и была 5 копеек, но тогда это были не совсем деньги. Дальше до 1996 цена приходила в более-менее адекватное состояние, а с 1999 до сих пор относительно зарплат снижалась

3

[Таблица с исходными данными]Таблица с исходными данными. Возможны ошибки — если есть, то сообщите плз

таблица

*данных по медианной зарплате найти не удалось, если у вас есть — давайте, опубликуем и такой график





Второй: не надо сравнивать цену на наше метро с ценой на метро в Европе и Америке, у них там совершенно другие зарплаты.

Понятно, что уровень зарплат слабо влияет на себестоимость билета в метро, однако раз уж хотите вести разговор таким образом — пожалуйста, давайте посмотрим цифры относительно средних зарплат. В цифрах мы обнаружим, что одна поездка в метро в Москве (даже если она стоит 40 рублей) относительно средней зарплаты в городе одна из самых дешевых в мире

5-1

Кстати, с безлимитным проездным билетом на месяц дело обстоит иначе (он стоит 2200 рублей. Есть, однако, билет на 60 поездок за 1200 рублей).


[Исходная таблица]таблица

Кроме этих и так довольно низких цифр следует добавить, что у нас значительное количество пассажиров ездит вообще бесплатно. Оба этих фактора, понятное дело, не имеют никакого отношения к формированию тарифа, ни зарплаты ни сравнения с другими городами. Просто сравнение.


Это я всё совсем не к тому, что метрополитен должен быть дёшев и стоить мало во имя народного блага и социальной справедливости. Эти разговоры оставим популистам.
Я к тому, что надо не давать популистам возможность себя одурачить и собой манипулировать: Московский метрополитен дотируется городом и стоит дёшево, с какой стороны на это ни посмотри. Дискуссия о том, в каком размере и в каком формате метрополитен должен дотироваться городом, должна, наверное, состояться. Однако она должна идти не в популистической манере по типу «даёшь народу дешёвое метро», а в адекватной форме. Когда участники дискуссии про билет в метро говорят не для того, чтобы срубить себе дешевые политические очки на общественно резонансной теме, а потому что хотят сделать метро эффективнее.
Я считаю, что метрополитен обязательно должен дотироваться, а пассажиры никак не должны полностью платить за его содержание и тем более строительство. Городу такие дотации выгодны из-за вторичного экономического эффекта, возникающего от отсутствия автомобилей на улицах и от доступности разных районов города, а также увеличения из-за этого экономической активности в городе. Но это другая тема, совершенно не пригодная для обсуждения в формате «караул, они нас опять обокрали! смотрите, повышение цен! сколько можно!».

Ещё одна важная вещь: реальная цена на поездку в метро в Москве не повышалась уже три года и, похоже, не повысится и в этом году. Это очень опасное популистическое заигрывание уже со стороны мэрии: в стране, где цены на билеты не повышались с 1961 по 1991 год, очень важно объяснять людям, что времена изменились, экономика другая и цены неизбежно повышаются всегда.
Нужно сделать одну дату какую-то, например, 1 ноября, когда по каким-то принципам индексируются все цены на транспорт, и всегда в эту дату цены повышать, каждый год без пропусков. Независимо от выборов, рейтингов и всего остального — это должно происходить как часы.

Тогда это не будет каким-то из ряда вон выходящим событием и не станет вызывать напряженность, а скачки цен не будут болезненными.
Например, с 2011 года инфляция составляла ~7% в год. Если бы цена на билет повышалась в соответствии с ней, то цена росла бы на 2 рубля в год.
Однако если с 2011 цену не повышать до 2015, то в 2015 её придётся разом повысить на 9 рублей (32%) — и это уже будет целое событие.

Объяснить людям, что цена неизбежно и регулярно повышается, задача сложная, но решаемая. А вот великодушно не повышать цены, а потом разом жахнуть повышение на 32% и объяснить почему — задача уже почти не решаемая. Не нужно идти на поводу у популистов, нужно регулярно повышать цены в соответствии с инфляцией.

Извините, может «общественный деятель» или там «политик» не должен такое писать, но я вот пишу :)
И нет, мне никто за это не платит.



Оглавление журнала



P.S. если где-то в цифры вкралась ошибка, то это не потому что я хотел всех обмануть, а потому что случайно сам ошибся. Если нашли такую — сообщите мне, плз
UPD. Обновили данные по Нью-Йорку, Лондону и Праге.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 799 comments