maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Перевели немецкий стандарт строительства трамвайных систем
maxkatz
В наших ГОСТах и СНиПах много всякого бреда, который мешает адекватно строить города (и ещё много чего делать). Вот простой пример: во всём мире в трамваях вместо зеркала заднего вида используются камеры, выдающие в кабину HD изображение.




Но российские ГОСТы не позволяют в этом плане ничего, кроме вот таких конструкций зеркал




Почему это происходит? Потому что ГОСТ писали миллион лет назад и прописали там чётко «зеркало должно быть такого-то размера, находиться на таком-то расстоянии от кабины и давать такой-то обзор». С тех пор прошло много лет, поменялись технологии, но ГОСТ остался таким же и теперь из-за него наши трамваи менее безопасны, чем трамваи в Варшаве, которые производит тот же завод.
(важно отметить — это не значит, что в варшавском трамвае вообще нет зеркал. Они есть, просто когда лучше использовать зеркало, а когда камеру решает не законодатель, а производитель и эксплуотирующая организация).

На первый взгляд кажется, что «ГОСТы же не дураки писали» и все эти мелкие шероховатости являются ерундой в сравнении с позитивным влиянием норм, будто если бы их не было, то люди давно бы уже гибли пачками.
На самом деле это не так: ГОСТы, возможно, когда-то писали и не дураки, но государством сейчас определённо управляют дураки. И подход к написанию норм строительства и эксплуатации и их содержания портят жизнь и убивают людей, а вовсе не наоборот.

Подступиться к этой теме достаточно тяжело, но Городские Проекты давно хотят. В рамках сотрудничества с Уралтрансмашем мы сделали первый шаг и перевели для примера хороший ГОСТ. Это немецкий «регламент строительства и эксплуатации трамвайных систем». Этот документ переведён на множество языков и считается эталоном в отрасли.

У документа совершенно иная философия: вместо готовых решений, закреплённых законодательно, там описаны требования к безопасности и принципы, которым должно соответствовать решение. А уж как их добиться — дело и ответственность не законодателя, а проектировщика.

12 декабря сделали презентацию, ещё провели лекцию Вадима Розалиева про историю трамваев в России, получилось немного длинно, но с кучей мелких подробностей:
[Нажмите, чтобы посмотреть]






Перевод можно почитать тут:
Скачать версию для веба

Версия для печати, можно напечатать в любой оперативной типографии без проблем.
Формат — b5, корешок - 5,6мм (если на пружине, подрезайте обложку)
Обложка
Черно-белый блок
Цветной блок

Мы отправили книгу самым разным российским чиновникам, от президента и премьера до замов руководителей департаментов транспорта. Кому была отправлена книга можно посмотреть тут.

На фотография только пятая часть того, что отправили
IMG_2728-2
IMG_2729-2





  • 1
эх, если бы чиновники работали хотя бы на 20% от того, как работают горпроекты.. мечты, мечты )

НА конвертах: «Кому: В Администрация» =)

У вас все впереди. Главное не отступать только лишь из-за тупости отдельных чиновников. С немецкими регламентами многие брюссельские чиновники борются, ибо некоторые из пунктов затрагивают коммерческие аспекты, делая выгодным положение одним предприятиям и невыгодным — другим. Лично не знаком, но слышал о бюрократических трениях на этой почве. Впрочем, это не мешает странам ЕС перенимать немецкий опыт, который показал себя с успешной стороны в плане комфорта и безопасности. Почему Россия должна до сих пор жить в 20м веке, если есть уже готовые решения?

Edited at 2014-12-25 01:47 pm (UTC)

Заметил на обложке, что в логотипе и фирменной стилистике Горпроектов нарисован старый трамвай. Не хотите модернизировать?

На обложке так еще и маршрутка )

В версии для web'а не хватает поддержки частичных запросов к документу. В результате нельзя начать читать сразу, приходится ждать полной загрузки.
Скажите админам чтобы добавили Accept: Ranges в настройки сервера и Content-Type: application/pdf не помешает.

Edited at 2014-12-25 02:26 pm (UTC)

Вопрос - а нахрена это читать президенту? Или сотруднику администрации?

При этом, дружественный вам tramekb отмечал, что с настоящими зеркалами удобнее, более информативны они.

До и малейшая маленькая грязь или запотевание объектива делает камеру непригодной. Зеркало же можно наполовину забрызгать, покрыть тонким слоем воды или даже льда, вытереть тряпкой.

Более того, железобетонные информационные табло ломаются, а если камера? Зеркало отказоустойчивее.

Edited at 2014-12-25 02:44 pm (UTC)

В большинстве трамваев есть и зеркала и камеры, они решают разные задачи. Никто же не предлагает полностью отказаться от зеркал, речь о том, что не надо прописывать в ГОСТе каким именно образом производитель или эксплуатирующая организация обеспечат обзор водителю. Способ обеспечивания может сильно отличаться, например, в трамвае 15 метров длинной и 50 метров.

Раньше ходили СМЕ, так что длина была приличной.
А разве ГОСТ запрещает к зеркалам ставить камеры?
Зеркала поставили согласно требованиям и лепи дополнительно всё, на что денег у заказчика есть.
Даже на УКВЗшных КТМ гармошках вроде как стояли камеры на первом экземпляре, если не ошибаюсь.

Edited at 2014-12-25 03:07 pm (UTC)

(Deleted comment)
ГОСТ требует строго определённых зеркал строго определённых конструкций. Производитель мог давно уже улучшить конструкцию или заменить некоторые зеркала на камеры (например, левое зеркало, как это происходит в варшавских песах), но даже если он это сделал, в России он не может заменить левое зеркало на камеру, например.

Вообще зеркала это незначительный пример, там много другого интересного.

Здравствуйте, Максим. Ситуация с ГОСТами и СНиПами давно и постепенно решается. С 2011 года у нас действуют так называемые технические регламенты, изначально смысл которых был как раз в том же самом - уйти от настолько жесткой регуляции каждого пункта и перейти к более общим требованиям безопасности. Может, разумно было бы на основе этих материалов предложить принять технический регламент по трамвайным системам? Тем более у УРАЛМАШа наверняка есть возможность вынести такой документ на рассмотрение. По моему опыту взаимодействия с органами, им необходимо принести документ, который останется только подписать - это значительно ускорит возможность принятия. Если будет необходимо, могу помочь с разработкой.

Возможно займёмся этим в следующем году. Это требует довольно много ресурсов

ГОСТы носят рекомендательный характер, проводите исследованя, обосновывайте безопасность, и плюйте на ГОСТ. А то сегодня как в Германии сделаем, завтра как в сомали.

(Deleted comment)
ГОСТ 1.0-2012
Национальную стандартизацию в Российской Федерации осуществляют в соответствии с принципами:

- добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;

Вот если Вам заказчик сказал, в договоре, что трамвай должен быть по ГОСТ то требования обязательные. Или вы сами в КД на трамвай сказали, что он по ГОСТ - тогда требования обязательные, в иных случая, можно на него внимание не обращать.

Ряд норм у нас несмотря на дерегуляцию обязателен к применению (все, что касается строительства линий, рекомендателен только раздел про проектирование депо). Да, в исключительных случаях как-то обходят и обязательные нормы, но насколько я понимаю только написанием спецТУ под каждый случай.

Я вот ещё такой момент отмечу. Смена философии влияет на требования к проектировщикам. В "их" традиции опыт и ответственность рядового инженера оказывается несколько выше. У нас же, наверное, необходимость форсированной индустриализации привела к традиции, когда один раз наиболее грамотный человек принимает решение, и все его повторяют (а иногда - и заложенные туда ошибки, как с СП на трамвайные линии).
Сегодня у нас опять, как во времена индустриализации, складывается ситуация, которую можно довольно точно назвать "кризисом компетентности". Значительная часть проектных организаций, берущихся за решение транспортных вопросов, не имеют нужного опыта и способны главным образом тиражировать готовые решения, выбирая не самые удачные варианты даже в нынешних строго зарегламентированных условиях.
Короче, хорошо бы не пришлось в конце концов учиться на своих ошибках.

Скажите, Кац, сколько объектов за свою жизнь спроектировали? Что из спроектированного построено? Что эксплуатируется?

Спасибо за перевод!

Надеюсь, и до нашего местного в Дзержинске дойдет.


Кстати, мы в выходные будем вагон к Новому Году украшать :)
https://vk.com/wall-21256623_2523

  • 1
?

Log in

No account? Create an account