?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Китай — город Цзинань
maxkatz
Я тут путешествую по Китаю. Это очень интересная страна, про которую можно писать и писать, что отлично делает Варламов. Я попробую сосредоточиться на вещах, которые интересны мне — устройство городов и политика. Сегодня про города, конкретно про город Цзинань





По меркам Китая он по многим параметрам похож на «средний китайский город», поэтому в нём часто проводятся различные исследования, и их результаты можно экстраполировать на другие города.
Проживает в обычном городе около 7 миллионов человек. В России он стал бы вторым по численности после Москвы

В обычный город ведёт скоростная железная дорога, поезда по которой ездят со скоростью 300км/ч (подробнее). Но это, возможно, ему повезло — он находится на пути между Пекином и Шанхаем




Но вот про вокзал никак нельзя сказать, что повезло. Выглядит он так, чем-то напоминает аэропорт Домодедово




Привокзальная площадь помпезная, огромная и пустынная. Именно так не надо делать общественные пространства — получаются сильные ветра, людям нужно преодолевать большие расстояния, территория большая и неприятная




В городе немного сохранилась малоэтажная застройка, в том числе так называемые «хутуны» — традиционные китайские городские кварталы. Имеются пятиэтажки




Но больше всё-таки небоскрёбов




В Китае сейчас индустриализация, с ней вместе приходит и урбанизация. Так как в Китае живёт полтора миллиарда человек (в 10 раз больше, чем в России), масштабы этого процесса поражают. За последние 30 лет в китайские города из деревень переехало около 20% населения, примерно 300 миллионов человек, к 2020 году ожидается переезд ещё 100 миллионов.
Это всё приводит к массовому жилищному строительству




Огроменные кварталы жилых небоскрёбов вырастают повсюду, появляются мегаполисы, везде строятся небоскрёбы





При таких масштабах о всяких деталях вроде пешеходной инфраструктуры можно и забыть. В Цзинане забыли




Такое ощущение, что город проектировал велосипедист, пересевший на автомобиль. На фотографии ниже вы видите велодорожку. Левее (не в кадре) 8-полосный проспект, а правее тротуар, в 5 раз уже велодорожки




По тротуару, несмотря на его и так исчезающие размеры, ездят велосипедисты и автомобилисты, там паркуются, размещают рекламный мусор и прочую лабуду




Даже такая хорошая штука как лавочка может иногда навредить. Никто на такой, конечно, сидеть не будет. На таком тротуаре если уж и делать лавочку, то вплотную к стене и со спинкой




Тротуаров нет




Ходить приходится по дорогам, люди испытывают страдания




Узкие улочки в районах малоэтажной застройки




Почему-то в Китае принято отгородить дом глухим забором, проходы получаются некомфортными из-за неактивного фасада. Но это, конечно, по сравнению с окружающим пешеходным адом мелочи




Тропинку сделали, а забор убрать забыли




Люки зато симпатичные.




Вообще в целом проблем, конечно, много, но если вдруг мэр Цзинаня решит сделать город удобным для пешеходов, то на это не потребуется много денег и времени. Меры в основном организационные, инфраструктурных мало, а в Китае, насколько я понимаю, с применением организационных мер полный порядок. Тут стоит лишь вопрос понимания, что это важно, сейчас его явно нет.


Теперь про транспорт. В городе транспортный ад — в 7-миллионном городе нет вообще никакой системы скоростного общественного транспорта, кроме небольшой системы BRT (bus rapid transit, скоростной автобус, идущий по полностью выделенным полосам посередине улицы), но её недостаточно.




Люди вроде как автобусные выделенные полосы тут не любят, считают, что от них больше пробок потому, что они занимают целую полосу движения (что, конечно, нелепая глупость — такая система может перевозить до 6000 человек в час, а обычная автомобильная полоса меньше 1000). Например, в этой статье рассказывается о том, что после подорожания проезда и отмены месячных проездных на системе БРТ люди стали возмущаться: «Зачем тогда вообще перегораживать улицу этой выделенной автобусной полосой?!»

Ни метро, ни даже трамвая в городе нет.

Посреди города зафигачено несколько развязок и, возможно, цзинаньская общественность считает, что если построить ещё парочку, то пробок не будет.
Но общественность, конечно, не права — 7 миллионов человек, живущих в небоскрёбах, никак не уместишь в город, чтобы они все на автомобилях и мотороллерах ездили.

b382e3eea01a14f1c46c0fa53461c8e7

Эту проблему, в отличие от пешеходной, описанной выше, просто не решить. У людей нет другого способа перемещаться по городу, кроме как на автомобиле или троллейбусе в той же пробке. Тут бесполезно дестимулировать перемещение на автомобилях потому, что людям некуда пересаживаться. Помогут только дорогие инфраструктурные проекты — метро или лёгкий рельсовый транспорт.
Чтобы понять что именно нужно делать, ясное дело, надо провести много исследований, а не просто денёк по городу погулять. В городе, насколько я понял, начали строить метро и планируют открыть в 2018 году.
Первая линия будет по протяженности 26 километров, в ней будет 9 станций. Её строительство займёт 5 лет и обойдётся в ~2 миллиарда долларов (привет Омску, который уже 20 лет строит 7,5 километров и 5 станций).

Остановки, видимо, проектировал тот же чел, который на велосипеде ездил. Они выглядят как-то так (за остановкой широченная велодорожка)




В городе много троллейбусов и развитая троллейбусная сеть. Некоторые старые, вот такие




Водитель




Пассажиры




Уличная торговля






Заглянем теперь в несколько общественных пространств. С этим дела обстоят лучше. Вот скверик, например (не так часто встречаются в китайских городах)




В скверике бабушки с дедушками занимаются зарядкой






Основные пользователи в момент моего визита — пожилые люди. Основная проблема — негде присесть, кроме беседки. Но беседка оторвана от остальной части сквера и сидеть там не интересно, людям хочется сидеть там, где происходит экшен, поэтому бабушки выносят из дома стул или подушку и сидят на камне



Видно, опять же, что никто не следит за этим пространством — малейшее исследование показало бы недостаток скамеек, можно было бы проинвестировать копеечку в деревянный настил на камень или закупить лавочки

Группа детей пришла в сквер и оживила территорию уж совсем сильно. Хорошо когда в сквере происходят различные виды активности




Подъезд пятиэтажки




Подъезд 30-ти этажки




К сожалению, общественных пространств на улицах очень мало. Скверы, памятники, фонтаны — это всё почти отсутствует. Вот единственный намёк, который удалось найти




Сейчас -1, зимой тут холодно, но люди сидят на камне




Во дворах новых небоскрёбов иногда встречаются попытки создать общественное пространство




Иногда это даже очень хорошо смотрится, вот, например, деревянные настилы на каменные парапеты. Так бы в скверике




Столы для настольного тенниса — прекрасная точка притяжения




Уличные тренажеры тоже. Вообще в Китае скверами и дворовыми территориями в основном пользуются пожилые люди. Детские площадки почти отсутствуют, молодёжь на улице встретить довольно сложно



За день 7-миллионный город весь не осмотришь, но по сложившемуся впечатлению — город развивается, про всякие «бантики» думать не успевают. Между тем, бантики стоят очень недорого, а улучшают жизнь значительно. По идее этим должен заниматься местный уровень власти, но я пока не очень разобрался, как тут это всё работает и кто чем занимается.






С Рождеством вас!:))
Отличного настроения и теплого семейного круга:)

Эм, спасибо, конечно, но немного не по адресу :)

(Deleted comment)
Такое ощущение, что наличие пешеходной инфраструктуры (хотя бы хоть каких-нибудь тротуаров, по которым можно ходить) для Азии скорее исключение, чем правило. Особенно в этом смысле Ханой поражает: если хочешь куда-то идти, то в 80% случаев тебе придется идти по проезжей части, в потоке велосипедов и машин - потому что тротуары заняты парковкой и торговлей.

Что неудивительно: сами вьетнамцы не ходят вообще, только ездят, даже на 50м.

(Deleted comment)
Ну ты Макс нашел куда ехать организацию общественных пространств изучать :) Велодорожки широкие, кстати, потому что по ним адский трафик (по крайней мере был раньше), а также грузовые велосипеды и с пассажирами.

Я думаю, он не изучать поехал - а просто попробовать предложить наработанную экспертизу многочисленным китайским городам. Поскольку в России спроса на такую квалификацию нет, а в Китае рынок жилья приблизился к интенсивному насыщению, то и попробовать стоит. Кроме того, в Китае как раз интересно смотреть на среднестатистические исполнения - наиболее типичные ошибки городов и пути решения, которые можно внести в инструментарий Агенства. Еще можно на Китае обкатать анкету обследования масштабного города.

В любом случае, интерес тут не случайный и результаты такого взгляда будут полезны всем "около урбанистам".

Эх, моя бывшая там учится. Жестокая чайна гёрл
А вообще мне в таких городах нравятся жилые кварталы, или микрорайоны. Был в одном таком в Anqiu, тоже провинция Шандонг, кстати. Так совсем как город в городе выглядит, только без автомобильного движения и ограждённый от шума города стенами домов. + инфраструктура, парки и пруды. Сказка просто


На Россию сильно похоже. Разница только в количестве людей. Менталитет почти наш. Или у нас - их.

Китайские gated communities видели?

Ну там чуть лучше городская среда, но не радикально. Поощряют на первом этаже цветники делать под окнами, с дорожками и заборчиками получше. Бывают и пруды, и иногда скамейки. Но в целом цзинаньские гейтед комьюнитиз сильно уступают многим европейским микрорайонам. Конечно и в Европе не везде Монтрё, но все же поживей.

Кстати, в Цзинане есть, как минимум, два больших прекрасных парка в центре. Тысячи источников и какого-то озера. Правда там тоже не так весело... Что интересно, в парк источников пенсионеры ходят на халяву, а остальные платят.

(Deleted comment)
От это я понимаю братский народ, всё знакомо, как дома.

100 млн. доноров на органы, ггг.

у них там Собянин подрабатывает что ли?

Цзинаньские девелоперы

Был в Цзинане этой осенью. Если интересно, могу свести с крупными девелоперами, которые много чего там проектируют, в т. ч. районы (правда, обычно, закрытые).

Re: Цзинаньские девелоперы

Интересно, конечно. Можно списаться по почте, моя theshtab@gmail.com

Училась в Цзинани в 2006 и 2008-2009г - там находится известный в Китае шаньдунский университет. Прогресс конечно впечатляющий по сравнению с 2006 и даже 2009г. Жаль только, что экология ужасная.

Макс, а удалось понять, где паркуют машины жильцы небоскребов? Людей живет много, машин должно быть тоже. Есть ли у них проблема "вы мне сначала постройте парковки, тогда я не буду на газоне парковаться"?

Подземные парковки, они в каждом многоэтажном доме.