С этими изменениями в Москве я лично тоже немного связан :) В 2011 году, ещё до того, как стать муниципальным депутатом, я поехал учиться в Данию к профессору Яну Гейлу и в его бюро Гейл Архитектс. Об этом у меня есть серия постов.
Когда я туда приехал, Ян Гейл и бюро не знали ничего про Москву и Россию, никогда там не были и не понимали какие перспективы работы у них тут. Я, конечно же, очень хотел, чтобы они работали не только на Китай и всякие восточные страны с шейхами, но и на нас.
Идеи у них не сложные, но они их доносят таким понятным и убедительным образом, что сложно, послушав их, не понять по каким причинам город должен быть удобен для пешеходов, а не автомобилистов.
В процессе моего пребывания в офисе Гейла туда пришёл факс с приглашением на первый Moscow Urban Forum. Меня позвали и расспросили стоит ли ехать, я рассказал, что работы для них очень много, а в Москве новый мэр и вообще властям в России может быть сейчас интересно позаниматься этими градостроительными делами.
Ян Гейл принял приглашение и приехал, на его лекции побывал Сергей Собянин и, насколько я знаю, очень проникся его идеями, заказал у бюро стратегию развития Москвы.
Её сделали примерно через год, там в основном говорилось про то, что город должен стать удобным для пешеходов. В Москве попробовали несколько пешеходных зон и зон с успокоенным движением (Дмитровка, Кузнецкий мост) — получилось хорошо. В этом году количество улиц, где главным является пешеход, а не автомобиль, сильно расширилось.
Сейчас большинство реконструкций закончилось, давайте посмотрим, что получилось на двух примерах, над которыми долго работали Городские Проекты — Малая Бронная улица и Триумфальная площадь
Если кратко, то было так:

Стало так:

Городские Проекты предлагали так:

Стало намного лучше.
Чтобы понять насколько — достаточно пройтись по Большой Бронной от Пушкинской вниз. Почему-то небольшой кусок не реконструировали и около Макдональдса Бронная осталась такой же, как была

Но уже после первого же перекрёстка нас ждёт новая Большая Бронная. Широкая, удобная, где приятно ходить и не надо толкаться

Кое-где пошире, кое-где поуже

Покрытие сделали простешее — крупные бетонные плиты. Вот как они выглядят по сравнению со старой плиткой, которая тут была. Старая плитка это первые эксперименты Собянина по улучшению пешеходной инфраструктуры в Москве, тогда не очень удачные, так как он не консультировался с архитекторами

Новая плитка уложена качественно, ходить по ней удобно

Не хватает лавочек. На обоих Бронных почему-то их не поставили ни одной

Некоторые кафе и магазины сами выставляют лавочки, на них сразу начинается жизнь. Лавочка оживляет территорию и делает улицу более приятной

У синагоги какой-то странный кортеж из красного Феррари и трёх машин сопровождения. Когда я снял это фото, из машин выбежали какие-то мутные типы и стали предлагать удалить

В целом на улицах с парковой порядок. Даже у ресторана Аист, мегапафосного места, куда раньше было принято приезжать на Бентли почти к двери, сейчас полный порядок

Урны стоят в достаточном количестве и вообще симпатичные

Спиридоньевский переулок не реконструирован, пешеходы тут страдают

А на Малой Бронной людям хорошо

С велодорожкой пока дело не пошло, но это процесс не быстрый

Бизнесы, находящиеся около расширенной улицы ещё не привыкли правильно её использовать, цветочный магазин почти не выставил на улицу цветы и букеты

Должно быть (и скоро будет) так:

В районе Патриарших немного пустынно. Это пространство можно оживить лавочками или какой-нибудь торговлей

Например что-нибудь такое отлично бы здесь смотрелось

В общем на Бронных очень хорошо. Улучшили город, власти Москвы молодцы.
Теперь Триумфальная. С ней вообще отдельная история, как вы помните, там Бирюков собрался провести экспресс-реконструкцию в своём желто-зелёном стиле. Все тогда переполошились, а мы даже провели митинг

Митинг подействовал — прямо сразу после митинга нас с Варламовым пригласил на чай домой один из вице-мэров Москвы чтобы узнать, что же это такое произошло что мы тут митингуем. Мы подробно объяснили, что такую важную площадь нельзя реконструировать без архитекторов.
Вообще когда что-то делаешь без архитекторов, то всегда получается плохо. Потому что строители и чиновники не имеют проектировать хорошие пространства, а архитекторы умеют (вроде это очевидно, но в Москве с этим большие проблемы — архитекторов никто не слушает).
Мы требовали открытый архитектурный конкурс

Его провели и вот завершили теперь реконструкцию. Главный критерий качества общественного пространства — сколько людей проводят на нём время, занимаясь необязательными видами активности. Ну то есть, не пробегая мимо, а сидя на лавочке, читая газету, отдыхая или ещё как-то проводя время.
Если на площади люди только курят, ожидают встречи или бегут мимо — это плохая площадь. А вот хорошая площадь

У площадей должна быть какая-то фишка. У Триумфальной есть история и на ней стоит памятник, однако этого недостаточно — еще нужно, чтобы людям было чем заняться на площади. На Триумфальной поставили качели

Селфи :)

Фишка с качелями не только в том, что на них можно покачаться. Главная их фишка в том, что они производят зрелище :) очень разные люди, разных возрастов и по-разному одетые садятся и качаются

Дети

Взрослые

Попадая на качели, люди внезапно становятся счастливыми и излучают счастье вокруг. Вот так просто — установил качели и на всей площади все улыбаются, никакой угрюмости и серости

На лавочках можно сидеть и наблюдать за всем этим, можно общаться.

Из плохого — часть лавочек плохо спроектирована, они получились слишком высоко и люди не достают ногами до земли. Так сидеть не удобно
Но вообще — качественные материалы, отсутствие автомобилей и оживляющий объект — и вот у вас вместо мёртвой каменной коробки живое место, где люди приятно проводят время

Очень разные люди

Бабушки и скейтбордисты, мамы с колясками и молодёжь — все тут

Милота же

На соседних качелях 4 поколения


Москва для людей, в общем. Прекрасно. Побольше бы такого

Новые приоритеты Москвы в одной фотке :)

Городу предстоит ещё много работы — большинство наших общественных пространств по-прежнему представляют собой каменные коробки, где ничего нет и где люди только бегут мимо или максимум стоят ждут кого-нибудь. Это делает город неприветливым, а улицы опасными. По такому городу хочется перемещаться на машине, а не ходить пешком.
Вот, например, зона около станции метро Пушкинская. Огромный потенциал у этой территории, но на ней вообще ничего нет

Плохо

Городские Проекты до конца года покажут несколько примеров, как следует действовать с такими территориями (про Лялину площадь мы уже писали, хоть там немного иначе всё).
Но в целом — город движется в правильном направлении и с каждой такой реконструкцией становится лучше. Это замечательно, до этого власти Москвы обычно вредили в городе, строя широченные магистрали и развязки, разрешая парковку на тротуарах и так далее.
Сейчас мэрия делает город лучше, это замечательно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →