maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Платежи за проезд большегрузов по федеральным трассам
maxkatz
В нормальной системе координат введение правительством таргетированного платёжа за использование инфраструктуры часто является хорошим делом. Это означает, что платить за инфраструктуру будут не все граждане, а только те, кто ей пользуется.
А обратный процесс, распределение таргетированного платежа на всех граждан, чтобы сделать ресурс бесплатным для желающих, приводит, наоборот, к тому, что платить приходится больше, а работает всё хуже.

Возьмём, например, проезд на общественном транспорте для пенсионеров в Москве: Мосгортранс и метро получают за их проезд сумму, эквивалентную примерно 7000 рублей в год на каждого московского пенсионера, и возят желающих бесплатно.
В сравнении с системой, когда пенсионеры получали бы эти деньги наличными и платили бы за проезд по мере надобности, проигрывают практически все:


  • Пенсионеры: чтобы бесплатный проезд оказался выгоднее семи тысяч рублей, выданных наличными, надо ездить чаще 20 раз в месяц, что делает ничтожно малый процент пенсионеров (в основном работающие),

  • Транспортные компании: им не надо работать эффективней для получения дохода, ведь доход им гарантирован независимо от того, быстро ли они ездят и комфортно ли обслуживают пассажиров,

  • Остальные жители города: их налоги уходят на оплату миллиардов рублей транспортным компаниям, которые делают свою работу хуже и слабо помогают пенсионерам.

Я взял лишь один пример из числа мне близких, но в мире существует ещё множество подобных ситуаций — коллективный платёж в большую бочку и дальнейшее общее пользование ресурсами бочки в нормальной системе координат менее эффективно, чем персонализированный платёж за нужную тебе услугу или таргетированная прямая помощь тем, кому ты хочешь помочь.

Но всё меняется, когда проводником таких реформ является государство, которое перемешалось внутри себя с бизнесом и использует адекватные задумки, призванные повысить эффективность системы, для того, чтобы набить карманы дружкам президента, забывая при этом про изначальную цель и план.

Вот так и произошло с системой Платон и оплатой проезда по федеральным трассам для большегрузов. Фундамент у идеи вполне благородный: дорожный фонд нужно наполнять, делать это можно или повышением налога для всех граждан, или для всех автомобилистов, или для каких-либо групп автомобилистов.
Основной износ дорог происходит из-за грузовиков более 12 тонн, поэтому вполне логично ввести дополнительную плату именно им, а не увеличивать акциз на топливо.

В 2010 было принято решение создать систему приёма платежей. Создателя и оператора планировалось выбрать на конкурсе, в нём решили принять участие несколько консорциумов с участием европейских компаний, которые уже организовывали подобные системы.
Планировалось, что государство не будет тратить деньги на создание системы, победитель конкурса создаст её своими силами и на свои средства, а потом ежегодно будет получать вознаграждение.

Всё выглядело хорошо, пока в середине 2014 не пришёл Чемезов и не сказал, что перемещение по стране фур это вопрос национальной безопасности и никаких иностранцев в это дело пускать нельзя.
Создание системы отдали без конкурса ему.
Тогда Чемезов пошёл в ЦБ и объяснил, что занимается созданием системы крайне важной для национальных интересов России и взял там на её создание денег.
После этого он продал компанию сыну Ротенберга, который теперь и будет получать от государства гарантированный доход в размере 4 миллиардов рублей.

Система, ясное дело, получилась плохая, неудобная и работает плохо, как это всегда и бывает в условиях отсутствия конкуренции. Подробно и хорошо про неё рассказала Открытая Россия в этом фильме:




Не удивлюсь, если вся эта славная реформа закончится тем, что стоимость проезда за 1 километр снизят до 1 рубля, который весь пойдёт Ротенбергу на содержание системы, а в дорожный фонд не пойдёт ничего.

Надеюсь, дальнобойщики смогут отбиться от этой истории, хотя надежды на это мало: тут ведь не абстрактные «олигархи», которыми всех пугали в начале 2000-х пришли за их деньгами. Тут вся мощь государственной машины пришла вытрясти из их (и наших) карманов денег на оффшорные счета друга Путина. Пойди отбейся от такого.




Кстати, полностью согласен.

> делает ничтожно малый процент пенсионеров (в основном работающие
простите, но работающие пенсионеры - это не ничтожно малый процент

Но это совершенно не те кого мы должны субсидировать, особенно за счёт не работающих

Да, от такого не отобьешься, как и от платных парковок.

Там, к счастью, никаких друзей Путина нет

Так и будет.
1 рубль Роттенбергу, в дорожный фонд ничего, а водителям геморр и бюрократия.

Кстати, а за что 1 рубль Роттенбергу? Если эффективность сбора так низка, а сопутствующие расходы так велики (больше трети от сбора идет на обслуживание системы), то нахрен эту систему выбрасывать нужно.

"Не удивлюсь, если вся эта славная реформа закончится тем, что стоимость проезда за 1 километр снизят до 1 рубля, который весь пойдёт Ротенбергу на содержание системы, а в дорожный фонд не пойдёт ничего".

Очень похоже, что так и будет. Очень по-нашему.

>Но всё меняется, когда проводником таких реформ является государство, которое перемешалось внутри себя с бизнесом и использует адекватные задумки, призванные повысить эффективность системы, для того, чтобы набить карманы дружкам президента, забывая при этом про изначальную цель и план.
Как описать реформы 90х одним предложением

Даже и близко было не так. Там бизнес не был интегрирован во власть, люди принимающие решения и их друзья не были бенефициарами принимаемых решений

Таких систему нас в РФ ещё много

Я сам сталкивался с
ЭКЛЗ - распил около ФСБ-шной конторы (есть в каждой ККМ, на эту тему было расследование "Ведомостей")
ЕГАИС (учёт этилового спирта) ФСРАР - бессмысленная сложнейшая система, не имеющая аналогов в мире. Повторюсь - бессмысленная абсолютно.



Edited at 2015-11-25 03:10 pm (UTC)

Re: Таких систему нас в РФ ещё много

+

такое почти в каждой отрасли... если далеко не ходить Собянинский Активный Гражданин... - имитационная пилорама

Как вы считаетете - почему либеральные общественные деятели не идут на контакт с дальнобойщиками? Есть ли место их чаяниям в либеральной политической повестке?

Овощи должны платить.

как 20 получилось?
у меня получилось 7 раз в месяц при цене средней цене 40 рублей за поездку.
Одна поездка это как миниму 2 билета, туда-обратно.
Вы Максим помоему считаете неверно и вешаете людям лапшу на уши.
7000/40/12/2 = 7.2

а почему вы разделили на 2 в конце?

меня в этой системе больше всего забавляет гарантированный доход оператору системы (в 11 млр. в год) независимо от собранного. Вот просто любопытно, а как это было обосновано в пояснительной записке к закону.

А так да, схема будет стандартная - заглушить протесты уступками, потом со временем вернуть все на свои места.

Причем уступки будут ту поданы как достижение, опять таки стандартная схема. сначала что-то отобрать, а потом с помпой часть вернуть. А потом со временем поглядеть чего будет.

АААА БЛЯ.
http://www.rbc.ru/technology_and_media/25/11/2015/5655bd869a7947bb6b0832c0
Как как они оценили стоимость хакерской атаки?:))))))))

Edited at 2015-11-25 03:31 pm (UTC)

Пилить сайт на вордпрессе, а потом жаловаться на то что он недоступен из-за хакерсуих атак. Ну как сказать, все очень по-нашенски...

"Основной износ дорог происходит из-за грузовиков более 12 тонн, поэтому вполне логично ввести дополнительную плату именно им, а не увеличивать акциз на топливо."

но ведь и топлива они больше тратят. или есть информация о том, что вызываемый ими износ непропорционально больше, чем количество потребляемого ими топлива? это по крайней мере неочевидно

Edited at 2015-11-25 03:32 pm (UTC)

Если немного вспомнить школьную физику, то выяснится, что такой многотонник оказывает на дорогу давление лишь чуть-чуть больше легковушки за счет большого количества колес и большой площади контактного пятна этих колес.
И вообще все параметры грузовиков и дорог сплошь застандартизированы так что если где-то грузовики вдруг разбивают дороги - то это дорога хреново построена.

Надо всё-таки смотреть глубже. Повышение стоимости междугородних грузоперевозок приведёт, скорее всего, к уменьшению их числа, особенно в отдалённые районы. А это, мне кажется, не то, к чему нам следует стремиться.

то что бюдет схлопнется было уже давно понятно -- вот и родили тему под эгидой того что как-то нужно дорожные фонды пополнять... заодно и себя не забыли...

следующим "правителям" достанется такая жопа что они вынужденно снова свалятся в теплые руки старой номенклатурной системы

Вы не учли, что друг президента, должен делиться с президентом. Так что не думаю, что цены опустятся до 1-го рубля. Но если все же опустятся, то дорогам вскоре придет кирдык, хотя он и так придет.

?

Log in

No account? Create an account