?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Flag Next Entry
Москве нужны платные парковки везде (и во дворах)
maxkatz
Дискуссия о платных парковках всегда уходит в какие-то не особо связанные с парковками плоскости. Навроде «что же будет делать 85-летний дедушка-инвалид с запорожцем, не умеющий отправлять СМС и ездящий 2 раза в год на дачу».
Люди приводят такие аргументы и требуют на их основе снять вообще с повестки дня обсуждение платных парковок, мол, не трогайте, всё и так нормально, жители разберутся сами.

Не разберутся. В этом вопросе без помощи правительства начинает работать закон джунглей — машины большие и железные, они захватывают всё пространство, люди начинают использовать общую территорию города для бесплатного хранения своего имущества.
От этого страдают те, у кого автомобилей нет, и в эту ситуацию обязательно должна вмешиваться любая адекватная мэрия.

Вот вам пример. Это двор дома в Щукино, на Авиационной улице. В нём живёт 1123 человека. Я там долго жил сам, из него избрался в депутаты, он стоит в том округе, где меня избирали.



В этом дворе всего 114 парковочных мест. То есть, им пользуется 171 житель (в Москве в автомобиле в среднем ездит 1,5 человека), около 15% от живущих в доме



Площадь двора 4140 квадратных метров. Из них 240 кв/м это детская площадка, 400 м² это тротуары и дорожки, а 3500 м² это парковка


В доме живёт примерно 92 ребёнка в возрасте до 9 лет, это 184 пользователя детской площадки (ребёнок и сопровождающий взрослый).
Кроме того, в доме живёт примерно 42 ребёнка в возрасте от 9 до 14 лет. Получается, у детской площадки 226 пользователей в этом доме.


171 человек заняли весь двор и бесплатно хранят там своё имущество, а остальные 952 не получают почти ничего! Это что, так и должно быть? Нормальная ситуация, в которую не надо вмешиваться из-за бедного дедушки на запорожце или из-за тяжелой экономической ситуации?

Проблема №1: если не администрировать парковку в спальных районах на улицах и во дворах, то она начнёт занимать слишком много пространства и мешать жить другим людям.
Город, конечно же, должен этим заниматься.

Но это ещё не всё. Есть ещё одна проблема:



Весь этот ад даже никак не решает проблему парковок для жителей дома! Двор позволяет припарковать лишь 26% автомобилей, которыми владеют жители.
В доме есть подземная парковка на 75 машиномест, там можно арендовать место за, если не ошибаюсь, 4000 рублей, но она стоит пустой — кому ж захочется платить, когда можно бесплатно у подъезда машину бросить?

Проблема №2: все машины жильцов не влезают во двор, даже если весь его отдать под парковку

К чему это приводит? К тому, что близлежащие улицы выглядят так. Это тротуар:



Это не какая-то уникальная ситуация, у нас весь город такой. Большая часть застройки спальных районов проходила в советское время, тогда никто не предполагал такую автомобилизацию.
Какая-то часть (например, этот дом) застраивалась при Лужкове, когда уже можно было предположить такую автомобилизацию, но её во внимание не принимали.

Конкретно этот 25-этажный дом заменил собой ветхую пятиэтажку, в него расселили жильцов этой и других окрестных хрущёвок.
Транспортная проблема, конечно, создалась, но люди значительно улучшили свои жилищные условия, так что я не могу сказать, что обвиняю город в таких решениях.

Но в целом, советская и лужковская застройки создали эту проблему: машины в микрорайоны не влезают. Теперь её надо решать.

— а почему бы просто не построить всем подземные парковки? — спросите вы

Потому что автомобилисты не хотят за них платить. Стоимость всего лишь строительства одного места в подземном паркинге равна примерно 875,000 рублей. Люди не хотят столько платить за парковку.

— а почему бы городу просто не построить подземные парковки за свой счёт?

У города нет каких-то своих денег. Он может взять деньги у населения и оплатить ими что-то. Почему он должен взять деньги со всех жителей, включая тех, у кого автомобиля нет, и построить паркинги тем, у кого они есть? Почему те, у кого нет автомобилей, должны за это платить?

— город богатый, у нас много нефтяных денег! пусть заплатит, мы же социальное государство!

Если попробовать построить подземные паркинги всем желающим, понадобится примерно 2,5 миллиона машиномест. Это обойдётся городу в 2,187,500,000,000 рублей.
2 триллиона 187 миллиардов 500 миллионов рублей. Это больше двух годовых бюджетов Москвы.

Не прилетит волшебный маг и не решит эту проблему лёгким способом. Сейчас она решается за счёт тех, у кого автомобилей нет (они получают меньше площади города для себя, терпят неудобства при ходьбе пешком и так далее).

Мы должны сделать так, чтобы эту проблему решали сами автомобилисты за свой счёт. Это наша задача как ответственных и компетентных политиков.

— всегда так! за всё надо платить, платить, платить! подумали бы о народе, у людей зарплата 10,000 рублей, как им ещё платить за парковку? воскликнет представитель КПРФ

Это очень удобная позиция, но мы уже обсудили отсутствие волшебного мага. Без мага за решение этой проблемы кто-то должен платить неудобствами. Если город не вмешивается, как сейчас, то платят пенсионеры, молодые родители и дети, они слабее.
Если город вмешается и устроит адекватную систему оплаты за хранение имущества на общей земле — будут платить владельцы автомобилей.

Что же делать?

Во-первых: запретить использовать под парковку более 30% дворовой территории. Минимум 70% территории — детские площадки, тренажеры, беседки, спортивные площадки, газоны, столы для настольного тенниса, прогулочные тропинки и так далее.
Во-вторых: разметить все парковочные места во дворах и на улицах спальных районов и повесить знаки, запрещающие парковку во всех остальных местах.

В спальных районах больше не должно быть никакой стихийной парковки, нигде, никогда. Только на размеченных местах.

В-третьих: ввести платную парковку везде, во всех московских районах (на улицах, во дворах, в переулках и проездах, на пустырях, везде). Но сделать дифференцированный тариф.

Цена может варьироваться от 1 копейки в час до 500 рублей в час и формироваться в соответствии со спросом и предложением. Где много свободных мест — цена уменьшается. Где всё занято — увеличивается. Примерно так:



Тариф нужно разделить на день и ночь — где-то днём может быть дорого, а ночью бесплатно. В другом месте наоборот, ночью дорого, а днём бесплатно.

— но почему нельзя просто эвакуировать машины с тротуаров и газонов, но парковку сделать бесплатной?

Система должна быть понятна людям. Когда мы делаем бесплатную парковку, то человек начинает считать, что у него есть право парковать свой автомобиль бесплатно у дома, и город должен обеспечить ему место.
Если место не обеспечено, человек чувствует несправедливость и исправляет её парковкой в неположенном месте. Это психология — бесплатное парковочное пространство почти невозможно администрировать.

Можно закупить 50,000 эвакуаторов и переломить эту психологическую тенденцию через колено, увозя нарушителей в Медведково, но зачем создавать такую конфликтную систему? Почему просто не позволить людям выбирать, где им припарковаться и за какую сумму?

— и что будет, если это всё сделать? Мест-то не прибавится!

Через какое-то время система устаканится: кто-то будет парковаться у подъезда за 200 рублей в день, кто-то в 5 минутах за 50 рублей в день, кто-то за 24 копейки в день в 20 минутах на пустыре у железной дороги, а кто-то вообще откажется от автомобиля.
В дорогих и плотно застроенных районах парковка у подъездов будет дороже, в дешёвых и не плотно дешевле. Где-то нет дефицита на парковочные места, там она так и будет бесплатной.
В каких-то местах с высокой ценой станет выгодным строить паркинги, и бизнес начнёт это делать.

— а резиденты?

В эту систему можно добавить разнообразные костыли в виде резидентских разрешений, но это в конечном итоге всегда несправедливо: я вот не прописан в квартире, где живу, я её арендую. Почему у соседа, который прописан, вдруг преимущество надо мной?

— а что же мне делать, если я живу на Тверской с видом на Кремль? Желающих припарковаться на Тверской будет много, тариф будет высокий, а у меня нет денег.

Есть много опций: можно хранить машину в менее дорогом месте и ездить за ней на метро, можно ездить на метро или на такси, можно переехать в место подешевле и всю жизнь жить на разницу. Вы владеете очень дорогим имуществом и выбрали жить в таком дорогом месте, это имеет свои издержки.



Этот план плохой? Может быть. Расскажите какой-нибудь другой, только который не будет включать в себя волшебного мага и доброго царя, который должен просто всё починить.

Действия мэрии по решению этой проблемы идут в верном направлении — вот начали, наконец, за Садовое платные парковки выводить.
Но отсутствие дифференцированной оплаты даже в центре, резидентские разрешения, демонстративный отказ от администрирования дворов, постоянные заигрывания на тему «мы расширяться не будем» и отсутствие конечной цели у этого пути сильно ослабляет реформу и снижает потенциальную пользу от неё.

Страшно выйти и предложить людям такой план, политики этого не делают, потому что считается, что у нас тупое и патерналистское население, которому такое не интересно. Я с этим не согласен, поэтому своими мыслями с вами поделился




Upd: речь, конечно, только про те дворы, которые не оформлены в собственность жильцов дома и которые обслуживает город за свой счёт. В Москве есть какое-то количество дворов, оформленных в собственность, там ими управляет ТСЖ или совет дома и делает то, что считает нужным, город туда лезть не должен.
Я, кстати, сам живу в таком доме, где двор оформлен. У нас во дворе есть парковка, но она для всех платная. Я плачу за неё 4500 рублей в месяц

Upd 2: несколько популярных вопросов в комментах:

— это Лужков накосячил со своей точечной застройкой! почему мы теперь отвечать должны? Пусть сначала исправят градостроительные ошибки, понастроили домов без паркингов!

Это не Лужков. Большая часть спальных микрорайонов построена в советское время и они не приспособлены под автомобилизацию в 400 машин на 1000 человек. Когда их строили, это в голову никому не приходило.
Но есть и лужковские ошибки и да, кому-то теперь надо за них отвечать. За то, что делает Путин сейчас во внешней политике и в экономике, мы с вами тоже будем отвечать и платить. Так уж получается, что волшебного мага нет, как мы уже обсудили выше, и платить за ошибки власти всегда нужно населению.

Вопрос в том, кто будет платить: желающие использовать дефицитную инфраструктуру (автомобилисты) или остальные жители города. Вот нам надо сделать так, чтобы платили автомобилисты

— почему нам тогда детские площадки не сделать платными?! там играют чьи-то дети, а во дворах стоят чьи-то машины! почему я должен платить за чужих детей?

Дети не имущество, они жители города, такие же, как и взрослые, и имеют такие же права на общие территории, как и взрослые. Может быть, обществу стоит дать им немного больше территорий города, так как они активнее ими пользуются.
А автомобиль это имущество — речь не об использовании города человеком, а об использовании общегородской площади для хранения своего имущества. Это совершенно другая история.


— надо обязать застройщиков строить паркинги и включать их в стоимость квартир!

Не надо. Это субсидирование автомобилистов — стоимость строительства парковок будет включена в стоимость квартир и человек, ездящий на метро, зачем-то будет их оплачивать. Подобные нормативы являются очень вредной практикой, об этом Дональд Шуп тут рассказывает (он профессор, занимающийся экономикой города и парковками).

Если нормально администрировать парковки и не давать захватывать пространство, то люди сами примут решение: купить им квартиру подешевле и ездить на метро или купить им квартиру подороже со включенной стоимостью паркинга.
Или купить подешевле и парковаться в 15 минутах от дома. Люди разберутся, не надо за них ничего решать и ничего им навязывать, надо просто не создавать у них ложных ожиданий и чётко обозначить проблемы, с которыми они столкнутся в каждом конкретном районе. Для этого требуются ввести платные парковки с дифференцированной оплатой, а не костыли всякие ставить в виде обязательных нормативов для строителей.

— надо запретить новое строительство в Москве и не пускать сюда новых людей!

Даже если так сделать, текущие проблемы никуда не исчезнут. Уже сейчас все дворы заставлены, в спальных районах много мест, где не пройти по тротуарам. И это при 370 машинах на 1000 человек.
Город обязательно дойдёт до среднеевропейских 500 машин на 1000 человек, от этого никуда не уйти. Даже если вообще больше не строить жильё, то проблемы никуда не денутся.

Голосование о том, согласны ли вы с написанным тут: Проблема парковок в спальных микрорайонах — голосование



  • 1
я не очень вас понял.
поясните, плиз:
вы считаете, что плата за парковку у дома нужна для чего:
а) уменьшит количество машин во дворах (а куда они денутся?)
бэ) позволит организовать пространство (как, если гарантированного места не получится, поскольку желающих больше жителей? куда денутся остальные?)
вэ) просто набить карманы работникам мэрии и «парковочного пространства

если а или бэ, прошу ответить на вопросы в скобочках.

спасибо

на мой вкус, самое слабое в лозунге «нет денег содержать машину — продай, нищеброд» в связи с парковками именно то, что проблемы парковки он не решает, а лишь перераспределяет удобства цивилизации от не очень богатых к богатым, делая небогатых несчастнее. я именно об этом

Edited at 2015-12-08 11:57 am (UTC)

в смысле -- куда денутся? назавтра -- никуда. в среднесрочном периоде -- туда, где проблемы с местом для них нет. в долгосрочном -- на свалку.

но всё же краткосрочно и среднесрочно — они же останутся в городе и никакого улучшения среды не произойдет. долгосрочно — конечно, для техники всё заканчивается свалкой, как для человека моргом :)

да почему не произойдет-то? будут стоять там, где дешевле, и, значит, там, где они меньше мешают. в городе тоже разные места есть, и должен быть стимул ставить автомобиль на специальном паркинге, а не бросать перед подъездом. кто-то продаст машину за город, кто-то просто подумает дважды, прежде чем покупать следующую. естественно все это требует времени, но если не начинать ничего менять, то никогда ничего и не изменится

хотел спросить, в каком районе москвы обитаете, чтобы предметно обсудить где именно, кто и когда в вашем районе сможет построить спецпаркинг (про свой район могу сказать, что единственное место в пешей доступности сейчас застраивается пятью башнями-муравейниками), а вы вообще из швейцарии и беседы не получится.

в базеле не был, но организация дорожного движения в цюрихе привела меня просто в восторг.

в мск я жил в измайлово. спецпаркинги там есть, но введения платной парковки во многих местах явно не хватает (хотя вроде сейчас собираются понемногу).

в швейцарии через стимулирование автомобилистов прошли в 60-70е гг, тогда в городах строили больше автомобильных дорог, парковок и т.п.
с тех пор стоимость автовладения постоянно увеличивается, а количество мест, куда можно доехать на автомобиле, сокращается (с прошлого года, например, въезд в центр большую часть дня вообще закрыли для частного автотранспорта), бесплатные парковки переделываются в платные и т.д. и т.п.

Edited at 2015-12-09 02:17 pm (UTC)

в швейцарии, как я понял, сама конструкция общества такая «стыдно не платить» (в россии ровно наоборот). всё дорого-предорого, зарплаты большие, но люди (на вид) уставшие и радости от денег как-то не очень. применять же меры из страны со средним доходом 4000 долларов на человека в стране, где средний доход 500… хм, ну можно попробовать, но на мой вкус — утопия

> а) уменьшит количество машин во дворах (а куда они денутся?)
> бэ) позволит организовать пространство (как, если гарантированного
> места не получится, поскольку желающих больше жителей? куда денутся остальные?)


Вы пост прочитали?
Там, ЕМНИП, предполагается, что ограничение парковки во дворах подстегнет спрос на строительство паркингов за пределами дворов и даже жилых районов. Вот в эти самые паркинги машины и денутся постепенно.

так в том и дело, что автор поста предлагает сначала отрубить руку, а потом думать о протезах.

на текущий момент времени строительством паркингов в микрорайонах (чтоб по-европейски, 10 мин пешком) никто не занимается, зато продолжается уплотнительная застройка муравейниками разной степени уродства (дада, вместо паркингов, вместо парков, площадок с лавочками и всем прочим).

я предполагаю, что при запрете парковки/введении платы во дворах в текущих условиях всё станет только хуже:
— поскольку девать машины из дворов всё равно некуда, будут оставлять, как и сейчас;
— но номера домой будут у носить почти все;
— на 20 машин в каждом дворе никаких крокодилов не хватит (и даже если ликсутов выберет все лимиты продаж концерна MAN для россии, это эвауированное будет некуда увозить)
→ озлобленность общества новым побором при неизменности ситуации на местности: ни паркинов на месте пустырей (уже проданы под точечное элитное жильё), ни лавочек на месте машин.

желаете представить своё виденье? :)

Да пожалуйста.

Автор нигде не пишет что сие надо вводить одномоментно по всему городу. А продумать варианты как сделать "постепенно" никто не мешает.

1. Принимаем закон о том, что автомобильная инфраструктура не может занимать более 30% двора. Целевая дата, к которой показатель должен быть выполнен - например, через 5-10 лет. Этого срока хватит чтобы построить инфраструктуру и дать возможность жителям избавиться от лишних авто.

2. Постепенность может заключаться в том, что наведение порядка можно проводить по конкретным адресам. Нашли район в котором есть какое-то место непригодное под рекреационные зоны и жилищное строительство. Начали с него. Построили за счет города/инвестора большой паркинг (назовем его "Категории 2") достаточной ёмкостью для обслуживания 5-10 окрестных дворов. Желающим продаем машиноместа в собственность, остальные - в аренду.
Выбранные для "начала" 5-10 дворов начинаем переводить на новую систему. Газоны защищаем столбиками, парковочные места - платные и по часам. Тем кто снимает номера - блокираторы на колеса. Постепенно платный паркинг заполняется арендаторами.
На окраинах города, временно неиспользуемых землях, замороженных стройплощадках делаем плоскостные парковки (условно, "Категории 3") с упрощенным покрытием (дорожные плиты, трамбованный строительный мусор, щебень). Там цену устанавливаем символическую - это будут места для тех, кто ездит редко или вообще хочет продать машину и пока не нашел покупателя.
По мере заполнения парковки Категории 2 и переходы части автомобилей на парковки Категории 3 распространяем ограничения на соседние дворы и строим новые паркинги категории 2, учитывая статистику о том, как распределяются автомобили между парковками 2 и 3 категории.

3 этап. После того как в районе уже охвачены платной парковкой все дворы и есть запас в 10-15% свободным мест на парковках 2 и 3 категории - начинаем реконструировать дворовые территории, сокращаяя количество парковочных мест под стандарты "не более 30% площади".

отличный план. его интересно обсудить.

но сначала вопрос: вы верите, что если власть задумает такое, то сделает именно постепенно, а не «запретить и нарубить»? я совсем не верю хотя бы в связи с тем, что у нас в районе не было никогда проблем с парковкой, а как только сделали платность — места во дворах перестало хватать жителям (сразу скажу что нет, огородить нельзя — двор сквозной, увы). то есть искусственно созданную проблему власти умеют решить только новыми ограничениями и запретами

И хотелось бы увидеть ваши рецепты - как проблему парковки решить, желательно не превращая город в одну большую автостоянку.

мой рецепт — сделать, чтобы в москве жили 5 мег чел вместо 15, как сейчас. но обязательно ненасильственными методами.

1. перенос рабочих мест, а работники сами потянутся. обязать госкорпорации переехать в соседние с москвой области (если кто захочет за урал и в сибирь — ещё больше льготы). газпром, допустим — в калугу, роснефть — в рязань, лукойл — в тверь. предоставить системообразующим коммерческим компаниям льготы за восстановление жизни в регионах. мтс — поднимать псковщину, самый депрессивный регион европейской части страны, билайн — в смоленск, мегафон — в воронеж.

1а. всех девелоперов, которые с 1991 года путём обмана, захвата, заноса, протектората загадили столицу нашей страны новоделом с нарушением норм, судить и представить к условной амнистии с обязательством построить в России по городу.

2. после того как крупные офисы разъедутся, провести масштабную ревизию новодела. снести все торг— и бизнес-центры, построенные с нарушениями, ввести в градостроительный кодекс запрет строительства жилья выше пяти этажей внутри садового и девяти — для остального города.

2а. изменить какой-то там гост, запрещающий сажать деревья на улицах (там что-то про два метра от проезжей части) и засадить растительностью как можно больше улиц, превратив пыльные каменные джунгли в собственно улицы.

3. на месте снесённых незаконных строений под землёй должны быть организованы парковки, а сверху — природные места отдыха.

но последние три пункта — они уже про благоустройства. при решении вопроса из пункта 1) никаких проблем ни с пробками, ни с парковкой в городе не будет. в москве нет ничего, что нельзя было бы перенести в остальную страну

Рецепт интересный :) Но слишком идеалистический.
Только непонятно - а для чего делать так "чтобы в Москве жили 5 мег чел вместо 15"? Просто потому, что не хочется лишаться возможности парковать автомобиль у подъезда?
Понимаете, крупный город с компактным проживанием населения - это очень удобная штука. Она позволяет снизить транспортные и инфраструктурные издержки в пересчете на одного жителя. А еще - это клондайк для бизнеса. В крупном городе более объемный (и развитый) кадровый рынок, рынок услуг для бизнеса, шире рынок сбыта готового продукта.
Конечно, сверхцентрализация экономики это плохо, но считать, что расселение города это однозначное благо, я думаю, не стоит.

Кстати, а как поступать с домом на фото в посте? Если каждый третий житель из него переедет за Урал и на псковщину.

  • 1