Max Katz (maxkatz) wrote,
Max Katz
maxkatz

Category:

Троллейбусный круглый стол в ВШЭ

Вчера побывал на круглом столе в Вышке, он был посвящён московскому троллейбусу


Фотки отсюда, там же более подробная статья

Выступал директор Мосгортранса Евгений Михайлов и председатель троллейбусного комитета МСОТ Сергей Корольков.
Также было несколько других экспертов.

Михайлов в основном жаловался на свою тяжелую жизнь. Уж и контактная сеть у него изношена, и столбы ему обслуживать сложно, и на подстанциях мощностей у него не хватает, и троллейбус криворукие российские производители произвести не могут.
И на конкурсы к нему никто не подаётся, и детали на троллейбусе через полгода ржавеют.

В процессе рассказа о тяжёлой жизни как-то совсем забылась тема обсуждения: снимают-то контактную сеть в центре города, которая совсем не изношена, реконструирована была недавно, и из проблем в ней только медленные стрелки (которых мало и которые можно заменить за 1/10 от стоимости одного автобуса).
Я задал ему этот вопрос, он опять пустился в пространные размышления о тяготах жизни и проблемах с закупкой троллейбусов, а зачем снимать хорошие качественные провода не ответил.




В целом выступление Михайлова было пропагандой того, какой плохой троллейбус и как он 83 года работал при всех начальниках Мосгортранса, а вот при Михайлове вдруг теперь работать не может.
При этом Михайлов иногда заявлял, что речи об уходе троллейбуса из города не идёт. Но на это Блинкин говорил раньше, что троллейбусу место в качестве одного музейного маршрута.

Вообще Блинкин — главное разочарование этого круглого стола и всей троллейбусной истории. Он — главный «экспертный» хедлайнер пропагандистской кампании против троллейбусов. Вчера он не выступал, но в кулуарах ходил и с умным видом говорил, что троллейбус это «устаревшее советское наследие», и «эти допотопные машины с рогами надо убрать».

Когда директор Мосгортранса превращается в пропагандиста, то это ладно ещё. Долг службы. Но когда независимый эксперт становится пропагандистом и рассказывает нелепые теории о плохой манёвренности троллейбуса в потоке, которые он не может подтвердить ни ссылкой на исследование, ни расчётами, то это совсем ужасно.
Разговор с Блинкиным про троллейбусы звучит примерно так:

— он менее экологичный, чем автобус!
— да вы что! как это?!
— он менее маневренен в потоке, и машины вынуждены тормозить, объезжая его и этим создавая выхлопы
— а откуда вы это взяли? Можно исследование посмотреть или экспертное мнение хоть чьё-то ещё на эту тему?
— да ты кто такой вообще! ты хоть один экзамен в жизни сдал, чтобы со мной так разговаривать?
— ну погодите, не нервничайте. Объясните хоть на пальцах, почему троллейбус менее манёвренный, чем автобус?
— потому что он к проводам привязан!
— ну и что? Хорошо подвешенные провода дают возможность троллейбусу маневрировать на 2,5-3 полосы движения. Этого хватает для любых улиц, кроме разве что на Тверской в левый ряд уехать не может
— ты не понимаешь! ты анализ транспортных потоков хоть раз в жизни делал?
— нет
— а кто ты такой тогда?
— погодите. Ну вы выдвинули абсурдный тезис, нет ни одного в мире эксперта, кто бы был с вами согласен. Обоснуйте его как-нибудь
В этот момент Блинкин разворачивается и убегает в коридор.

Я много раз такое видел при обсуждении дорожного строительства в НИиПИ Генплана. Так происходит, когда эксперт дал обязательство помочь, но не ожидал острых вопросов и общественного внимания, считал тему малозначительной, а она оказалась серьезной, да ещё и хипстеры с айфонами с вопросами набежали.
Очень неприятно видеть в таком положении Блинкина. По-прежнему надеюсь, что он как-то обоснует свой тезис о неэкологичности, который вовсю используется в пропагандистской кампании в таком вот виде:

[Блинкин об экологически опасном троллейбусе]

Я думаю, что, выдвинув такой тезис, эксперт либо должен иметь возможность его подкрепить чем-то, кроме своего авторитета, либо перестать называться экспертом, как минимум в этом конкретном вопросе, а переназваться в пропагандиста.

Справедливости ради нужно отметить, что на круглый стол с Блинкиным были приглашены разные эксперты, которые все хлопали глазами и недоумевали по поводу аргументов Михайлова.
— как это троллейбус менее экологичен? Вы что? может, в квартирах дизель генераторы поставить, вместо электростанций?
— электростанция эффективнее автобусного двигателя, а выбросы у неё из 50 метровой трубы, а не в лицо прохожим!
— вы посчитали столбы в полностью свои затраты, но их же с вами ещё и Мосгорсвет обслуживает, что за манипуляции цифрами?

Отдельно выступил Сергей Корольков, который сказал, что сейчас по всему миру идёт тренд по отказу от дизельных двигателей для транспорта и переходу на электрические двигатели. Идёт это по двум направлениям — зарядка в движении (троллейбус с автономным ходом, который часть маршрута идёт под проводами) и зарядка на стоянке (то, что у нас называют электробусом).
И вот города, у которых сохранилась электроинфраструктура, должны ей очень дорожить, потому, что им легче запустить троллейбус заряжающийся в движении и проходящий центр города без проводов, чем тем, у кого инфраструктуры нет.

Отказ от электрического транспорта в пользу дизельного эксперт назвал шагом «вперёд в прошлое». Вообще с Сергеем Корольковым мы ещё отдельно пообщаемся на следующей неделе.

Впечатления, в целом, удручающие. Директор Мосгортранса, пропагандирующий то, что троллейбусы плохие, Блинкин, выдвигающий пропагандистские тезисы, которые он не может никак обосновать, хлопающие глазами эксперты, не понимающие, что вообще такое тут несёт спикер из Мосгортранса... и всё это происходит на фоне уже, в общем-то, принятого решения, которое прошло без консультаций с экспертами и вышло теперь в фазу конфликта власти и с экспертами, и с обществом.

Нехорошо. Но мы продолжаем

Снимок экрана 2016-03-29 в 17.51.26.png


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →