maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Про инфраструктуры и менталитеты (велоинфраструктура Копенгагена)
maxkatz

Сегодня я хочу поговорить о российском менталитете и нашем ужасном климате. Ведь именно эти обстоятельства не позволяют нашему населению ездить на велосипедах на работу, до метро, до школы и т.д. по мнению почти всех моих собеседников в России

Вот в Европе люди другие, там менталитет позволяет на велосипедах ездить, вот в Копенгагене примерно так выглядит главная "транспортная артерия"




Из велосипедистов там периодически создаются пробки




На велосипедах ездят люди всех возрастов, пожилых велосипедистов довольно много, красиво одетых тоже. Конечно, тут ведь у людей совсем другой менталитет, мы же помним.






Стоянка около вокзала. Макдональдс заботливо накрывает сидения своей рекламкой, они не промокают под дождем





Велоинфраструктуру я изучал вместе с разными сотрудниками Gehl Architects, но в основном с Ларсом Гемзое. В один из дней я принёс в офис большую карту Москвы и мы полдня обсуждали возможное изменение менталитета как может выглядеть велоинфраструктура в Москве и как её лучше развивать, изучали план правительства Москвы, который я как раз перевел на английский. Об этом как-нибудь потом напишу




Но вернемся к нашему и датскому менталитету и национальным особенностям. На этой картинке сразу две интересных вещи: велодорожка и велопарковка.
Велодорожка не нарисована на дороге и не проложена между проезжей частью и парковкой, как это часто делается в США, например, — тут она находится за припаркованными машинами, велосипедисты таким образом защищены от траффика везде, кроме перекрестков и пересечений с дворами. 




Велопарковки почти все выглядят так. Расстояние между парковочными местами — строго 60см. Если меньше, то люди паркуют велосипеды через один. У меня есть целый мануал датской велоассоциации, где подробно рассказывается о том, как сделать удобную велопарковку




Правда, они сделаны не везде, иногда парковка стихийная




Кроме велодорожки существует ещё велополоса. Это когда просто полоса нарисована краской на дороге, а не находится выше. Таких в Копенгагене довольно мало (20км, а дорожек 350км). Вот пример перехода велополосы в велодорожку.
Когда на улице строится велодорожка, то там становится на 20% больше велосипедистов (и на 10% меньше автомобилей), чем когда там велополоса.




Обратите также внимание на машину, поворачивающую во двор, — тротуар и велодорожка, которые они будут сейчас пересекать, сохраняют тот же уровень, и машинам нужно подниматься на них, а не наоборот пешеходам спускаться. Это, как я уже писал, называется physical framework. Такое пересечение дает четко понять, что главнее в этой ситуации пешеходы. Кроме того, пешеходам и велосипедистам так намного удобнее, а машинам в принципе всё равно.
Но тут, как можно видеть, место опасное, поэтому велодорожка ещё и выделена синим цветом.

Но это всё, как мы помним, фигня, дело ведь в менталитете, ага.



Перекресток выглядит примерно так. Сейчас подробно расскажу, что тут как и почему, а пока обратите внимание на тротуар в левом нижнем углу — в Копенгагене решили проблему плитки и каблуков вот таким образом: тротуар состоит вперемешку из красивой мелкой плитки и удобной крупной




В особо опасных местах перекрестков место, где ездят велосипеды, закрашивают синим цветом. Исследование, которое провели в Дании, показало, что если всё подряд специальным цветом закрашивать, то водители не обращают на это внимания. А вот если только в опасных местах — обращают. Поэтому на перекрестках синим цветом закрашивают не больше двух направлений, а чаще одно




Когда нет синей маркировки, то есть белая, но очень четкая. Тут не спутаешь — это точно велополоса




Самое большое количество аварий с участием велосипедов происходит при повороте автомобилей направо. С этим борятся разными способами: и маркировкой, и светофорами, и структурой перекрестка, об этом ниже





Почти на всех основных перекрестках висят велосветофоры. Они обычно зажигаются на 6 секунд раньше обычных, а перекрестки с интенсивными правыми поворотами регулируются вот так




Там, где нет велосветофора, иногда есть такая вот история — пространство для велосипедов за стоп линией. 




А вот как, например, выглядит круговое движение в центре. Машины ездят по брусчатке, велосипеды по асфальту




На основных магистралях есть зелёная волна для велосипедистов — если будешь ехать 20 км/ч, поедешь без остановок. Автомобилистам такие скорости, понятно, не подходят, но велосипеды главнее тут. Менталитет, как мы помним




По ходу маршрута с зеленой волной есть иногда такие вот лампочки, они показывают с какой скоростью нужно ехать, чтобы попасть на зеленую волну (гаснут и зажигаются в нужном темпе)





Иногда встречаются места, где можно подкачать шины (это другой город)





На светофорах часто есть такие вот конструкции, это чтобы на красном свете не вставать с велосипеда, а подержаться за неё




Ещё недавно построили веломост




Автомобили делают огромный круг, чтобы попасть с одного берега на другой, велосипеды едут по мосту




Мост штука дорогая — один километр моста построить по стоимости как 15 километров велодорожек проложить. Иногда используются уже имеющиеся конструкции для перехода через, например, железнодорожные пути, но жителям это очень не нравится, и изменение этой истории является одним из главных вопросов, который стоит на политической повестке дня. Странные люди, нет чтобы менталитет свой обсуждать, так они мосты какие-то...




В региональных поездах можно перевозить велосипеды, для этого есть специальный вагон




И вот у них 27% всех поездок совершаются на велосипедах. А на работу/с работы вообще 50%. А на вопрос "почему используете велосипед?" 57% отвечает "это быстро и просто", 22% считают прокатиться на велосипеде хорошим началом дня, 13% - потому что это дешево.
Ездят и радуются - и зимой, и в -5. 


А мы пока про менталитет рассуждаем, про то, что у нас это не принято из-за нашей ахренительной специфики, что у нас не то население, чтобы на велосипедах ездить, что велосипеды сами будут красть пачками и вывозить на фурах в Таджикистан.
А города наши в это время наполняются новыми дорогами, новыми развязками, новыми машинами. Всё растягивается в длину, всё больше в них машин, а на велосипедах ездят только очень отважные молодые люди в шлемах и одежде, как на велогонке. И виной этому, конечно же, наш менталитет и климат, а не отсутствие всего того, о чем я писал выше.

P.S. чуть не забыл — для тех, кто тут недавно и задается вопросом чем вообще плох автомобильный город и почему тупо нельзя сделать так, чтобы все спокойно ездили на машинах, просьба почитать мой пост про американские города. Там об этом подробно есть :)


Бонус трэк — после всех этих изучений Ларс пригласил меня на ужин к себе домой. Держите экскурсию в типичный достаточно обеспеченный датский дом, в котором живет заслуженный датский пожилой архитектор с супругой в предпенсионном возрасте.




Это что-то типа библиотеки и комнаты отдыха. Там вот кресло стоит, телевизор и всякие музыкальные штуки




Например, такие. У меня он только в детстве был, а тут до сих пор вовсю слушают



И диван, понятно




Это что-то типа гостиной/столовой




Кухня




Из окна красивый вид на город




Хозяева



Кормили меня датской едой, свинина с картошкой, картошка в каком-то сладком соусе и прикольный десерт. Обсуждали демократию и политическую ситуацию в России, а также Кубу. Круто у них в Дании.

Теперь всё бы это к нам сюда. И потом о менталитете поговорить...




Кстати, знаете почему я мало пишу? Потому что у меня МАЛО ЧИТАТЕЛЕЙ :( И мало комментов. И вообще тут никакой движухи нет, писать скучно.
Раскрутите мне блог, плз, а? :). Тут ведь интересно, а будет ещё интереснее. Раскрутите — будет ещё куча постов и о Дании, и, возможно, развлеку вас попыткой избраться в муниципальное собрание района Строгино или Щукино, и планы изменений районов... 





пиши еще, интересно.

На машине куда удобней ехать! Так что лучше развязки пусть строят и дороги в несколько уровней. Если так беспокоятся за старые дома.

http://ozpp.ru/netcat_files/Image/123%2823%29.jpg
и никакой менталитет не причем. Чтобы человек не приехал на работу в виде грязно-мокрого параноика с разбитым носом и коленками, нужно нужно решить проблему снежной каши ,а в не снежное время, с грязью. Прежде чем рисовать велодороги нужно переделать практически ВСЕ дороги и тротуары с газонами в Москве( не расширить или перерисовать полосы а именно сделать по другому, как положено, а не как укуреный гость столицы удумал в нарушение всех стандартов и правил.), систему сливов ( а там и канализация старая как смерть). Решить проблему грузового транспорта.
И менталитет менять не надо после этого, рисуйте дорожки да ставте парковки и катайтесь в удовольствие.))

Как верно заметил Ян Гейл, в Москве зима далеко не круглый год. Так что проблему грязи в зимнюю пору можно отложить. Хотя еще есть лужи... Но тут уж, кроме как пересройки канализационной системы, ничего не сделаешь.

Распиарим, только пиши! :)

На самом деле что бросается в глаза на зимних фото из Копенгагена - очень ЧИСТО и СУХО.
Грязь многих отталкивает в ноябре-апреле.

Согласен. Поэтому Копенгаген для нас в этом плане как бы не очень близкий образец. А вот Финляндия - да. Мне было бы очень инетесно почитать как в Финляндии решают вопросы снежной каши? Ведь там снега выпадает никак не меньше чем у нас.

Про менталитет не соглашусь. Велосипедистов мало, очень мало. И в силу архитектурных особенностей они тупо мешают - отсюда и негативное к ним отношение. Но их количество растёт, и если слегка подогнать инфраструктуру, менталитет волшебным образом изменится, вот увидите :) Но есть пара объективных моментов:

Во-первых, у нас действительно холодно. Это вы там в Москве плачетесь, что у вас снега нет :) У нас (Ульяновск) как в начале ноября выпал, так и лежит мега-сугробами. Это при том, что мы даже чуть-чуть южнее. А ещё у нас достаточно ветренно, 5м/с за ветер не считается. Такой вот резко континетальный климат :( Россия не Москва, Москва не Россия (с), вобщем, к другим небольшим городам это в той или иной мере применимо. А за Уралом ещё хуже холоднее. Так что время подходящее для велосипеда - пять месяцев в году в лучшем случае.

Во-вторых, не смотря на то, что город у нас маленький (600 тысяч), места он занимает много, ибо дебилы строили проектировали. А ещё топографию/топологию весело разбавляет Волга посреди города (через неё два моста, итого шесть полос в обе стороны на двести тысяч человек). Вобщем, 30км на работу в одну сторону - для многих норма (это уже с Москвой можно сравнивать). Три часа в день на только на дорогу - как-то долго получается.


Так что то что применимо в Европе у нас вот так вот просто не получится. А при цене велосипеда как полмашины (если считать девятку машиной, например) шансов у велосипедов нет. Кстати, без идей, почему у нас они такие дорогие.


П.С. Я год жил во Флориде. И поскольку прав тогда ещё не было, катался на велосипеде. Так что что это такое очень даже знаю/понимаю.

Ну в Виннипеге очень много народу катается, при чем крулглый год, а там снег лежит тоже с ноября и по апрель =) так что климат это такое =)

Макс,пиши, тема абсолютно моя, не комментирую потому, что согласна. Только что проводила занятие с подростками на семинаре перед конкурсом проектов "Экогород, экодом" на транспортную тему, тоже использовала свои фотки из Копенгагена, Мальме... не только велосипед, но, конечно, и ОТ, и совместимость разных видов транспорта и т.п.

Ну в России, Украине в электричке тоже можно возить велосипед)

Одно дело "можно" другое дело "удобно"

очень интересно. пиши ёщё. но такие простыни прячь под кат...

Про каты всё у меня в профиле написано

Велик на парковке без замка...

ЗАВИСТЬ!!!

Ну когда 2000 великов вот так стоит проблема краж не очень большая. Хотя у меня там украли велик пока я там был. Это происходит иногда.

"если всё подряд специальным цветом закрашивать то водители не обращают на это внимания"

Очень верное замечание, кстати. У нас рядом с Университетом нарисовали этих полос, и краски зеленой на них не жалели. При этом препятствия с полосы вроде шлагбаумов и высоких бордюров убрать поскупились.

Зеленые лампочки...

Идея просто офигенная! Нечто "подобное" есть в Питере в виде крупных цифровых табло - сколько секунд осталось. Кстати, во многих случаях нет проблем совместить зеленую волну для автомобилей и велосипедистов. Ориентироваться, скажем, на скорости 18 и 55.

Кстати, чтоб "менталитет" поменялся тоже есть простое решение: отметить мигалки для президента и прочих чиновников. Один раз постояв в общечеловеческих пробках они начнут думать как от пробок избавиться. И велосипедизация - реальный выход!

Re: Зеленые лампочки...

Не совсем. Что б народ массово пересел на велики, им нужно выделить довольно широкие велодорожки (мы же говорим о масштабах пассажиропотоков Москвы). А если так, то для них придется отрезать полосы у автодорог. Таким образом, хоть авто-поток и уменьшился бы, но и пропускная способность автодорог уменьшилась бы вместе с ним.

брат живёт и преподаёт в Голландии, про велики вообще рассказивает задушевно!
Первое помню что велики часто арабы тырят, ну и соответственно у них же за 5-10 евро можно купить новый велик...круговорот.
А вот в Сингапуре велосипеды запрещены!! О_о

При такой ситуации дорогими великами особо не попользуешься.

описано все просто замечательно. подписался, только одна просьба: убирай такие большие посты "под кат (cut)", а то у меня френд лента сейчас просто "поравана" этим постом)))

В профиле про это написано :)

Макс, ну кат же - такие посты разрывают френдленту, поэтому френдить страшновтао.

сначала кат, потом раскрутка!

Никаких катов. Сразу раскрутка, уже кстати вовсю происходит :)

Вот наверное воняют эти велогонщики, один другого ароматнее. Но им об этом никто не скажет - Это же Европа!

С чего это - воняют?

?

Log in

No account? Create an account