?

Log in

No account? Create an account

maxkatz


Кац предлагает победить


Previous Entry Share Next Entry
Как самоуправляемые машины спасут сотни тысяч жизней
maxkatz
Сейчас очень модная тема — самоуправляемые машины. Кто только над ними ни работает, некоторые автомобили без водителей уже ездят по городам. Поучившись в Шотландии, я стал ярым сторонником скорейшего внедрения автомобильных автопилотов и вот почему.



ДТП с человеческими жертвами на дорогах происходят в первую очередь из-за высокой толерантности общества и властей к возможности таких смертей. Например, в США ежегодно от ДТП погибает 35,000 человек (в России в 2016 погибло 20,308 человек). Цифры огромные, но все воспринимают такие смерти как естественное дело — типа, ну неправильно водят/ходят бараны всякие, вот и гибнут, естественный отбор.
Такое мнение для России не уникально — в 60-х годах ровно так же мыслили и вовсю сообщали это в газетах Великобритании. Об этом я писал свою магистерскую диссертацию, ещё будет об этом пост. В обществе, где автомобиль массово распространился относительно недавно, толерантность к смертям от него очень высокая (США тут исключение, там толерантность высока и сейчас).

В странах, где толерантность к смертям в ДТП низкая, и смертность остается очень низкой. Например, в Швеции 15 лет назад приняли программу Vision Zero, которая делает центром транспортной политики безопасность. Там много интересных принципов подхода к транспортному планированию, строительству и управлению. Разница выходит значительной, вот вам показатели смертности на 100,000 автомобилей:




И причём тут самоуправляемые автомобили? Толерантность к гибели человека от автопилота самоуправляемого автомобиля в обществе крайне низкая. Намного ниже, чем толерантность к гибели человека от управляемой другим человеком машины, или тем более гибели водителя.
В таких случаях всегда кажется, что подобное не про меня: наверное, это водитель виноват, пешеход не увернулся. а я бы на месте этого дятла не оказался бы. Смерти в ДТП не про меня, думает каждый, хоть к реальности это не имеет никакого отношения. Словом, толерантность высокая, люди не парятся по поводу десятков тысяч погибших.

А когда речь про гибель от автопилота, то тут толерантности уж никакой. Ведь каждый может быть на месте водителя или пешехода, которого убил робот. Больше никаких иллюзий о том, что это не про тебя.
Мне кажется, что безопасность самоуправляемых автомобилей будет на уровне безопасности гражданской авиации. Люди боятся летать, никто не готов терпеть гибель самолётов — поэтому создана дорогущая и сложнейшая система, гарантирующая безопасность в воздухе. От всех авиакатастроф во всём мире в 2016 году погибло 629 человек, в 31 раз меньше, чем погибших от ДТП в одной только России. Авиакатастрофа с сотней погибших это новость на всех телеканалах мира, а столько же людей, погибших за один день в результате ДТП, это и не новость вовсе. И всё по одной причине: люди совершенно по-разному относятся к этим смертям. Одни ужасны и требуют решительных действий, а вторые обычны и нормальны.

И внедрение автопилотов в автомобили должно полностью изменить отношение к авариям. И смертей станет намного меньше.

Это правда далековато, нам пока дай бог Vision Zero внедрить хотя бы в Москве. Сейчас разгребём предвыборную тему, и я буду побольше об этом писать



  • 1
ну я фигурально.
Объем пассажирских перевозок авто- и авиа-транспортом очевидно несопоставим в пользу первого, вопрос только в том, где процент потерь выше и на сколько.

Еще больше: я тоже думаю, что авиатранспорт безопаснее автомобиля, но для чистоты сравнения в посте стоило бы приводить адекватную статистику. Разве нет?

Иначе можно найти новый вид перемещения в пространстве с рейтом потерь в 50%, и возносить его на пьедестал, упирая на то, что в год погибло всего 50 человек (из 100 перевезенных).

Считают количество смертей на миллион километров, что совершенно правильно.

А почему правильно считать на километры, а не на часы проведённые в пути?

Потому, что если вы выбираете транспорт для перемещении из точки А в точку Б на 1000 км, и для этого вам нужно сравнить вероятность погибнуть в транспортной катастрофе, то вас интересует вероятность гибели на км, или число смертей на млн. км.

Принято, спасибо.

Ээээ, ну как бы вообще-то объем междугородних перевозок, например, из г. Москва на воздушном транспорте в 10 раз больше чем на автомобильном. Не смотря на то, что по дорогам ездит много машин, возят они очень мало ))) Основные перевозки пассажиров - это самолёт, а грузы - ж/д и водный транспорт.

Речь о смертности на транспорте.

И на чём больше народу ездит - ещё вопрос. Ежедневно Московские аэропорты пропускают до 200 000 человек. Много, но в Москве зарегистрировано 5,5 млн автомобилей, которые тоже на месте не стоят.

Re: Речь о смертности на транспорте.

Тут было предложено соотнести смертность с транспортной работой.
Я написал, на чем больше и дальше ездят. Количество автомобилей - это не показатель. Один личный автомобиль везет в среднем 1.2-1.4 человека и в среднем совершает поездки в пределах 20-30 км. При этом автомобили эти как раз-таки в основном стоят на месте (используются для поездок 1.5-2 часа в сутки). Как используются самолёты и сколько они перевозят, думаю, объяснять не надо, это числа больше на порядок или несколько порядков...
То есть если рассматривать аварийность автомобилей с учетом их транспортной работы, то картина будет еще более печальная.

Edited at 2017-10-02 03:21 pm (UTC)

Re: Речь о смертности на транспорте.

5,5 млн автомобилей как раз стоят на месте. Яндекс показывает 10 баллов пробок, когда из них выезжает всего-то 700 тыс.

  • 1