Max Katz (maxkatz) wrote,
Max Katz
maxkatz

Categories:

Гётеборг — город трамваев. И об общественном транспорте в целом

Давайте дальше говорить о заблуждениях — теперь о транспорте. Вот как вы думаете, от чего зависит количество машин, ездящих в городе?

Многие считают, что количество машин в городе — вещь нерегулируемая. Люди покупают их ровно столько, сколько могут себе позволить финансово, и всё — вот и есть количество машин. И нужно как-то построить достаточно дорог, чтобы все эти машины уместить.
По мнению горожан, человека, купившего себе автомобиль, с этого момента в метро никак не заманить, он будет стоять в пробке хоть 4 часа, но в метро не пойдет уже никогда.

На самом деле всё не так работает :) Автомобиль — вещь не такая уж дорогая, как кажется: что-то ездящее можно купить за 3000$. По поводу доходов москвичей Мосгорстат почему-то приводит только то, что 78% жителей получают больше 12,000 рублей в месяц, много выводов из этого не сделаешь. Однако все равно очевидно, что автомобиль могут позволить себе намного больше текущих 30% жителей. В европейских городах, вполне сравнимых с Москвой по уровню доходов населения, автомобилизация 500-600 машин на 1000 человек, в итоге будет и у нас так.

Но далеко не все, кто владеют автомобилем, ездят с этого момента только на нём. Выбор способа поездки - это примерно такая же потребительская история, как и всё остальное, — человек смотрит на несколько параметров, главные из которых: скорость перемещения, цена и комфорт. И как ему "выгоднее", так он и едет. Способы разные есть — можно пойти пешком, поехать на велосипеде, на транспорте, на машине.

Как сообщает нам министерство транспорта Лондона, столкнувшееся с проблемами пробок еще в 50-х годах, автомобилисты потребляют несравнимо больше площади, чем те, кто ездит на транспорте



Поэтому для борьбы с пробками надо как-то делать так, чтобы люди использовали более эффективные виды транспорта, а не хаммер огроменный, в котором один человек едет. На эту всю историю надо как-то пытаться влиять.

Мэрия может предпринимать разные шаги. Например, если сделать парковку в центре бесплатной, да еще и увеличить количество парковочных мест, то это будет резкий плюс к количеству тех, кто выберет автомобиль — соответственно, будет больше пробок. А если сделать парковку в центре адекватно платной (например, по цене 100 рублей в час, 500 рублей в день, 1500 рублей в неделю, 3500 рублей в месяц), то многие оставят автомобили дома и поедут на метро.

Но главное — делать общественный транспорт более быстрым, более комфортным и вообще более лучшим :). Также надо, чтобы была велоинфраструктура, но об этом мы уже говорили.

На этом месте слушатель обычно начинает довольно агрессивно рассказывать какую-нибудь историю типа "а я вот знаю дядю Семёна, он уже 15 лет машину водит! Он каждый день в 5 мест ездит! Он никогда не пересядет на метро!". Или там "вот у меня знакомый ездит каждый день из Бутово на Рижскую, он что, на велосипеде ездить будет?"

Эти все беспокойства исходят из богатой истории всякого самодурства у власти. Люди как будто считают, что завтра будет принято решение всех "пересадить" с автомобиля на велосипед. Конечно же этого не будет, никто никого никуда не будет пересаживать. Нужно построить хорошую инфраструктуру, и тогда часть людей, не дядя Семён, а другие люди, которым не так важен автомобиль, выберут другие виды транспорта, и пробок станет меньше.

Для этого нужно делать более удобными перемещения без автомобиля, и это не только метро. Привлекательнее всего для людей трамваи. Вот, например, система трамваев в Гётеборге:




Вагоны достаточно простые, никаких, конечно же, турникетов




Трамвайные пути огорожены забором от автомобилей, имеют приоритет на светофорах, все остановки тоже огорожены — люди не выходят в поток машин, трамваи ходят быстро





Если вы автомобилист, то представьте, что вы могли бы пройти 300 метров от подъезда, сесть в такой трамвай, проехать 30 минут вместо часа на машине, потом пройти 500 метров и оказаться на работе. Вы бы рассмотрели всерьез вариант оставить автомобиль для поездок только в магазин и на выходных?





Улицы, где есть трамвай, организованы так, что трамвай там безусловно главный. Все им и пользуются, пробок в городе очень мало, так как автомобиль не главное средство передвижения




Старый трамвай это не проблема, это даже очень мило. Вибрацию создают совсем не модели трамваев, а рельсы — в Праге ходят точно такие же трамваи, как в Москве, и они совершенно бесшумны





У нас часто трамвай закапывают и вместо него запускают автобус, это огромная ошибка — автобус менее привлекателен для пассажиров (исследования в апреле покажу), и ему намного сложнее сделать выделенную полосу. Трамвай — один из инструментов сделать перемещение на эффективных видах транспорта более привлекательным для горожан. Еще бы велоинфраструктуру в спальных районах и хорошую пешеходную инфраструктуру там же и в центре, и по пробкам был бы нанесён удар.

Но пока двигаемся в другом направлении :(


Разрешенная парковка на тротуаре около Центрального Телеграфа





Tags: Гётеборг, Транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 303 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →